Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.07.2004 N Ф03-А73/04-1/1687 Поскольку плата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда включает в себя содержание и текущий ремонт лифтового хозяйства, убытки, связанные с предоставлением льгот по данной услуге, могут быть взысканы с финансового органа казны Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 июля 2004 года Дело N Ф03-А73/04-1/1687“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам“, Министерства финансов РФ на решение от 15.01.2004, постановление от 22.03.2004 по делу N А73-8432/2003-32 (АИ-1/200) Арбитражного суда Хабаровского края по иску муниципального унитарного предприятия “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам“ к Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 3617337 рублей 64 копеек.

В соответствии со ст. 176 АПК РФ мотивированное постановление в
полном объеме изготовлено 13.07.2004.

Муниципальное унитарное предприятие “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам N 6“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 3617337,64 руб. (с учетом уточненных требований) убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных ФЗ “О военнослужащих“.

Решением суда от 15.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.03.2004, исковые требования удовлетворены в части, сумма 3433186,05 руб. взыскана с Минфина Хабаровского края за счет казны субъекта. В удовлетворении остальной части иска отказано со ссылкой на то, что льготы на указанную сумму предоставлены истцом необоснованно, поскольку услуги за ремонт и эксплуатацию лифтов в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению Госстандарта России N ОК 002-93 не входят в перечень льгот, установленных п. 10 ст. 15 ФЗ “О статусе военнослужащих“.

Законность принятых судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационных жалоб МУП “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам“ и Министерства финансов РФ.

В обоснование жалобы Минфин РФ приводит доводы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны РФ, так как именно на него возложена обязанность по возмещению выпадающих доходов организациям, предоставляющим офицерскому составу льготы по коммунальным услугам, предусмотренная Постановлением Правительства N 790 от 12.07.1996.

МУП “Служба заказчика по ЖКУ“ в своей кассационной жалобе просит изменить в части отказа в удовлетворении исковых требований в сумме 184151,59 руб. В обоснование жалобы истец приводит доводы о том, что в
соответствии с постановлением мэра г. Хабаровска от 24.01.2000 N 80 и постановлением мэра г. Хабаровска от 26.02.2001 N 172 оплата услуг работы лифтов относится к оплате содержания и ремонта жилья.

В судебном заседании кассационной инстанции представители МУП “Служба заказчика по ЖКУ“ и Минфина РФ поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.

Проверив правильность судебных актов, обсудив доводы кассационных жалоб, кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене в части.

Из материалов дела следует, МУП “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам N 6“ как предприятием, выполняющим функции управления и обслуживания муниципального жилищного фонда, в период с 01.09.2000 по 31.12.2001 в соответствии с ФЗ “О статусе военнослужащих“ предоставлена 50-процентная скидка по оплате жилья и коммунальных услуг военнослужащим на сумму 3617337,64 рубля.

В связи с невозмещением указанной суммы из бюджета края истец на основании ст. 16 Гражданского кодекса РФ обратился с настоящим иском.

Законом “О статусе военнослужащих“ установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, производятся: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Согласно порядку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.07.1996 N 790, возмещение указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых военнослужащие проходят военную службу.

Расходы, связанные с предоставлением льгот по иному жилищному фонду, согласно Закону, возмещаются за счет средств субъектов Федерации. При этом порядок компенсации указанных расходов субъектам РФ определяется Правительством Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.06.1999 имеет номер 119-ФЗ, а не 11-ФЗ.

Вместе с тем Правительством Российской Федерации механизм компенсации
указанных расходов субъектам Федерации из федерального бюджета не определен, в связи с чем исходя из положений ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ“ N 11-ФЗ, Бюджетного кодекса РФ возложение ответственности на последних по возмещению предприятиям расходов по предоставлению льгот военнослужащим возможно при наличии доказательств выделения им финансовых средств на указанные цели из федерального бюджета.

Поскольку расходы по передаче в бюджет Хабаровского края средств, предназначенных на компенсацию затрат по установленным Федеральным законом “О статусе военнослужащих“ льготам, федеральными законами о федеральном бюджете на 2000, 2001 годы не были запланированы, в связи с чем денежные средства на указанные цели субъекту Федерации - Хабаровскому краю не передавались, убытки истца правомерно взысканы арбитражным судом с Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем судом необоснованно отказано истцу во взыскании убытков в размере 184151,59 рубля.

Статьей 15 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 установлено, что оплата жилья включает в себя внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения.

Названные положения нашли отражение в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Приказом Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике от 26.12.1997 N 17-139, где плата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда включает в себя в том числе содержание и текущий ремонт лифтового хозяйства.

В связи с чем вывод суда обеих инстанций о том, что льгота в оплате услуг работы лифтов на сумму 184151 руб. 59 коп. в
соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению Госстандарта России N ОК 002-93 не относится к категории льгот за содержание и ремонт жилых помещений, является неправильным.

Таким образом, 50-процентная скидка по оплате за ремонт и эксплуатацию лифтов правомерно предоставлена истцом, и требования по возмещению ему убытков в сумме 184151,59 руб. являются законными.

В связи с чем решение и постановление суда апелляционной инстанции в части 184151,59 руб. следует отменить и взыскать указанную сумму из казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу МУП “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам“.

В связи с тем, что кассационная жалоба МУП “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам“ удовлетворена, поэтому ему следует возвратить из федерального бюджета госпошлину, уплаченную при подаче искового заявления, в сумме 29922 руб. 14 коп., апелляционной жалобы - 2656 руб. 13 коп. и кассационной жалобы - 2656 руб. 13 коп., так как Минфин РФ, по вине которого возник спор в суде, в соответствии с ФЗ “О госпошлине“ освобожден от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.03.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8432/2003-32 (АИ-1/200) в части 184151,59 руб. отменить.

Взыскать из казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу МУП “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам“ убытки в сумме 184151 руб. 59 коп.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Возвратить МУП “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам“ расходы по госпошлине из федерального бюджета по иску в сумме 29922 руб. 14 коп., за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2656 руб. 63 коп.
и кассационной жалобы в сумме 2656 руб. 63 коп.

Арбитражному суду Хабаровского края выдать справки на возврат госпошлины, а также произвести поворот исполнения решения в части взыскания с истца госпошлины в сумме 1511 руб. 29 коп. в соответствии с требованиями статей 325 - 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.