Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.07.2004 N Ф03-А51/04-1/1756 Расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое значение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 июля 2004 года Дело N Ф03-А51/04-1/1756“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов России по Приморскому краю на решение от 09.02.2004, постановление от 30.03.2004 по делу N А51-12521/2003-27-392 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Дальэнерго“ в лице Уссурийского отделения “Дальэнергосбыт“ к Администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов России по Приморскому краю о взыскании 1412336 руб. 93 коп.

В соответствии
со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 13 июля 2004 года.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов “муниципального района“ следует читать “муниципального образования“.

Открытое акционерное общество “Дальэнерго“ в лице Уссурийского отделения “Дальэнергосбыт“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального района г. Уссурийск и Уссурийского района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов России по Приморскому краю о взыскании 1412336,93 руб., составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электрической энергии, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“ от 12.01.1995 N 5-ФЗ, потребленной с января по апрель 2003 года.

Истец до принятия решения в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 1304431,73 руб. в связи с уточнением суммы предоставленных льгот и исключением из суммы расчета НДС, а также уточнил, что надлежащим ответчиком по иску является Министерство финансов РФ со ссылкой на ст. ст. 125, 126, 1069 ГК РФ.

Решением суда от 09.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.03.2004, исковые требования ОАО “Дальэнерго“ удовлетворены частично. С Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “Дальэнерго“ взыскано 1304431,73 руб. В иске к остальным ответчикам отказано.

При этом суды обеих инстанций исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Приморский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных ОАО “Дальэнерго“ и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, и в нарушение п. 2 ст. 10 указанного Закона
не учло при формировании федеральных бюджетов на 2003 - 2004 г.г. отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.

Отказ в иске к Администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края суд мотивировал тем, что свои обязательства по возмещению расходов истца в спорный период указанные ответчики исполнили надлежащим образом.

Не согласившись с принятым решением от 25.12.2004 и постановлением апелляционной инстанции от 30.03.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“, где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.

Кроме того, указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.

Полагает, что из федерального бюджета Приморскому краю выделено достаточно денежных средств на реализацию ФЗ “О ветеранах“, что подтверждается Законом Приморского края от 26.11.2001 N 174-КЗ “О краевом бюджете на 2002 год“.

Также заявитель считает необоснованным включение НДС в стоимость услуг, предъявленных к возмещению.

Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного
округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, ОАО “Дальэнерго“ в январе - апреле 2003 года предоставляло льготы по оплате электрической энергии ветеранам, проживающим на территории муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район, на сумму 2034336,93 руб. (с учетом НДС), которые были частично оплачены в размере 622000 руб.

В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным ветеранам льготам за указанный период в сумме 1412336,93 руб. ОАО “Дальэнерго“ обратилось с настоящим иском в суд.

В ходе рассмотрения спора истец уменьшил размер исковых требований до 1304431,73 рубля: исключил из расчета суммы иска НДС, а также уточнил сумму оплат ответчика - 390000 руб. вместо 622000 руб.

Согласно п. 2 ст. 49 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Таким образом, судом обеих инстанций правильно сделан вывод о том, что компенсация расходов, понесенных ОАО “Дальэнерго“ при предоставлении льготы по оплате электроэнергии ветеранам, должна производиться из федерального бюджета.

Часть 2 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“ устанавливает,
что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое значение.

Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями в связи с предоставлением льгот ветеранам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, а не пункт 2 Постановления.

Пунктом 4 статьи 130, ст. ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.

Приложением N 4 к Закону Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ “О краевом бюджете на 2003 год“ (л. д. 53, т. 1) предусмотрена передача г. Уссурийску и Уссурийскому району государственных полномочий Приморского края на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в сумме 19630 рублей (л. д. 65, т. 1). Муниципальным образованием г. Уссурийск и Уссурийского района денежные средства получены и распределены по целевому назначению на основании отчета об исполнении краевого бюджета на 2003 год.

Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.

Таким образом, суд правомерно возложил ответственность за неисполнение ФЗ “О ветеранах“ на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.

Все доводы кассационной жалобы, в том числе и включение в стоимость услуг НДС, были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное
значение для данного спора, в жалобе не приводится.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 30.03.2004 по делу N А51-12521/2003-27-392 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.