Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.12.2004 N А26-5629/04-24 При рассмотрении дела о привлечении научного центра к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств суд отклонил доводы центра о малозначительности суммы нецелевого использования бюджетных средств и об отсутствии у КРУ полномочий на проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности центра, поскольку они не находят подтверждения в материалах дела и не соответствуют действующему законодательству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2004 года Дело N А26-5629/04-24“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кустова А.А., Тарасюка И.М., при участии в судебном заседании: от Карельского научного центра РАН - Куликова В.С. (доверенность от 04.12.2002), Бурхович В.Д. (доверенность от 08.01.2002); от КРУ Минфина РФ в Республике Карелия - Кулабухова С.А. (доверенность от 01.12.2004), рассмотрев 08.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карельского научного центра РАН на решение от 22.07.2004 (судья Мещерякова К.И.) и постановление апелляционной инстанции от 14.09.2004 (судьи Шатина Г.Г., Зинькуева И.А., Кудрявцева Н.И.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-5629/04-24,

УСТАНОВИЛ:

Карельский научный центр Российской академии наук (далее - Научный центр) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об отмене постановления Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Республике Карелия (далее - КРУ) от 08.06.2004 N 04-24/2004/N9 о назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 50000 руб. в соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нецелевое использование бюджетных средств.

Решением от 22.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2004, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Научный центр просит признать отсутствие факта нецелевого использования бюджетных средств в сумме 3843000 руб., отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, на отсутствие события правонарушения, выразившегося в нецелевом использовании бюджетных средств по федеральной целевой программе “Жилище на 2002 - 2010 годы“ в сумме 3843000 руб., на несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, а также на малозначительность суммы (453422 руб.) нецелевого использования бюджетных средств при проведении капитального ремонта зданий, при издании печатной продукции редакционно-издательским отделом и при оплате питания работников ООО “Лесторгпит“. Кроме того, Научный центр полагает, что КРУ не имело полномочий на проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности Научного центра в период с 25 марта по 17 мая 2004 года.

В отзыве на кассационную жалобу КРУ просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители Научного центра поддержали кассационную жалобу и подтвердили изложенные в ней доводы. Представитель КРУ поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.



Как следует из материалов дела, КРУ проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Научного центра.

По результатам проверки составлен акт от 17.05.2004, в котором указано следующее. Научным центром произведено нецелевое использование бюджетных средств, выделенных для обеспечения жильем молодых ученых по федеральной целевой программе “Жилище на 2002 - 2010 годы“, в сумме 3843000 руб. КРУ установлено, что Научный центр использовал бюджетные средства в сумме 374884 руб., предусмотренные на капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения, в нарушение бюджетной классификации, утвержденной приказом Министерства финансов от 11.12.2002 N 127н. На публикацию сборников, монографий, статей и другой продукции, выпускаемой по договорам подряда, являющейся внебюджетной деятельностью, Научным центром списывались материалы, приобретенные за счет средств федерального бюджета на сумму 73748 руб. КРУ установлен факт нецелевого использования средств федерального бюджета на содержание структурного подразделения “Редакция энциклопедии “Карелия“ в сумме 276519 руб. Научным центром произведена оплата питания участников заседания Комитета по охране окружающей среды Ассоциации “Северо-Запад“ в сумме 4790 руб. из средств федерального бюджета. При этом участники заседания не являлись работниками Научного центра, а указанное заседание не предусмотрено программами Научного центра.

Протоколом об административном правонарушении от 24.05.2004 установлено наличие со стороны Научного центра нецелевого использования бюджетных средств.

Постановлением от 08.06.2004 N 04-24/2004/N9 о назначении административного наказания Научный центр привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 50000 руб. по статье 15.14 КоАП РФ.

Обратившись в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления КРУ от 08.06.2004, Научный центр указал, что им не допущено нецелевого использования бюджетных средств, за исключением оплаты питания участников заседания Комитета по охране окружающей среды Ассоциации “Северо-Запад“ в сумме 4790 руб. По мнению заявителя, данное правонарушение является малозначительным, в связи с чем Научный центр может быть освобожден от административной ответственности.

Суд первой и апелляционной инстанций посчитал доказанным материалами дела наличие в действиях Научного центра состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ. При этом суд первой инстанции, не согласившись с выводом КРУ о нецелевом использовании Научным центром бюджетных средств в сумме 276519 руб., указал, что данный эпизод с учетом других нарушений, допущенных заявителем, не может повлиять на применение к нему административной ответственности. Проверив процедуру привлечения Научного центра к административной ответственности, суд пришел к выводу о ее соблюдении КРУ.

Кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с принятыми по делу судебными актами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статья 15.14 КоАП РФ предусматривает применение мер административной ответственности за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

Суд обеих инстанций пришел к выводу о правомерном привлечении Общества к административной ответственности на основании статьи 15.14 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 500 минимальных размеров оплаты труда. Доводы Научного центра, приведенные в обоснование своего требования об отмене постановления КРУ в связи с его незаконностью, суд признал несостоятельными. Кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций. Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения суда обеих инстанций и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции. Доводам Научного центра дана надлежащая оценка судом первой и апелляционной инстанций.



Доводы, изложенные Научным центром в кассационной жалобе и направленные по существу на переоценку обстоятельств, установленных судом обеих инстанций, не могут быть приняты кассационной инстанцией.

Ссылки Научного центра на малозначительность суммы нецелевого использования бюджетных средств и на отсутствие у КРУ полномочий на проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности заявителя в спорный период являются несостоятельными, поскольку не находят подтверждения в материалах дела и не соответствуют действующему законодательству.

Поскольку оснований для признания оспариваемого постановления КРУ незаконным не имеется, суд правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования. При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.09.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-5629/04-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу Карельского научного центра Российской академии наук - без удовлетворения.

Председательствующий

СОСНИНА О.Г.

Судьи

КУСТОВ А.А.

ТАРАСЮК И.М.