Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2004 N Ф03-А51/04-1/1571 Правомерно за счет казны Российской Федерации удовлетворен иск о взыскании затрат, понесенных в связи с предоставлением льгот, так как субъекту Федерации не были выделены из федерального бюджета средства для компенсации льгот, предоставленных малообеспеченным семьям по оплате коммунальных услуг.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 июня 2004 года Дело N Ф03-А51/04-1/1571“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 30.01.2004, постановление от 25.03.2004 по делу N А51-5905/03-5-256 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Дальэнерго“ в лице Партизанского отделения Дальэнергосбыта к Администрации Приморского края, Администрации МО г. Партизанск, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Минфину РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 10812 руб. 01 коп.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в
полном объеме откладывалось до 22.06.2004.

Открытое акционерное общество “Дальэнерго“ в лице Партизанского отделения Дальэнергосбыта обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Приморского края, Администрации МО г. Партизанск, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 10812 рублей 01 копейки, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии многодетным семьям, за период с 01.03.2002 по 31.12.2002.

Решением суда от 30.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2004, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, поскольку субъекту Федерации не были выделены из федерального бюджета средства для компенсации льгот, предоставленных малообеспеченным семьям, по оплате коммунальных услуг.

Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить как незаконно принятые.

По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими представление льгот, источником их предоставления являются средства бюджетов муниципальных образований, за счет которых и должны быть взысканы убытки истца.

Кроме того, ссылается на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований к отмене судебных актов в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, истец в период с 01.03.2002 по 31.12.2002 при расчетах за электрическую энергию предоставил многодетным семьям льготы в размере 30% во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Ввиду
отказа в компенсации Администрацией МО г. Партизанск выпадающих расходов в размере предоставленных указанной категории граждан льгот истец обратился с настоящим требованием.

Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431, предписывающему органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу, и изданному в его исполнение Постановлению Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 29 июня 1992 г. NN 51, 102359-18 “О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей“, источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы, названы средства местных бюджетов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Письмо Минфина РФ N 51, Минсоцзащиты РФ N 1-2359-18 от 29.06.1992, а не Постановление.

Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта Федерации, в силу ст. 84 БК РФ, относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.

В соответствии со ст. 120 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий РФ, не относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые из бюджета РФ, предусматриваются в нем как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов.

Из указанного следует, что средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.

Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, в федеральном бюджете на спорный период не санкционировались в законе о федеральном бюджете на соответствующий год и по этой причине не предусмотрены в бюджетах Приморского края и
г. Партизанска, ответственность за убытки, причиненные истцу неисполнением Указа Президента, правомерно, в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ, судом возложена на Российскую Федерацию в лице Минфина за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, решение от 30.01.2004 и постановление от 25.03.2004 изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.01.2004 и постановление от 25.03.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5905/03-5-256 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.