Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.04.2004 N Ф03-А51/04-1/711 Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 апреля 2004 года Дело N Ф03-А51/04-1/711“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 14.10.2003, постановление от 09.12.2003 по делу N А51-3346/03-5-144 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Дальэнерго“ в лице Спасского отделения “Дальэнергосбыт“ к Администрации МО г. Спасск-Дальний, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Минфину РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 248707 рублей 27 копеек.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в
полном объеме откладывалось до 13.04.2004.

Открытое акционерное общество “Дальэнерго“ в лице Спасского отделения “Дальэнергосбыт“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Спасск-Дальний, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 248707 рублей 27 копеек, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам, проживающим в г. Спасске-Дальнем, льгот по оплате электроэнергии, потребленной с сентября по декабрь 2001 года (с учетом уточненных требований).

Решением суда от 14.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.12.2003, исковые требования удовлетворены в полном объеме. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО “Дальэнерго“ взысканы убытки в сумме 248707 рублей 27 копейки со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, выделялись не в полном объеме.

Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“, где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.

Кроме того, указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится из средств
краевого бюджета. Из федерального бюджета Приморскому краю выделено достаточно денежных средств на реализацию ФЗ “О ветеранах“, что подтверждается Законом Приморского края от 20.04.2001 N 135-КЗ “О краевом бюджете на 2001 год“.

Также заявитель ссылается на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость.

Истец и другие ответчики доводы кассационной жалобы отклонили по мотивам, изложенным в отзывах.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 10.01.2003 между ОАО “Дальэнерго“ (новый кредитор) и ОАО “Спасскэлектросеть“ (первоначальный кредитор) заключен договор уступки финансового требования, в соответствии с условиями которого новый кредитор принял от первоначального кредитора финансовые требования на сумму 248707 руб. 27 коп. в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением скидки при реализации электроэнергии лицам, имеющим на это право.

Указанная сумма образовалась в связи с тем, что ОАО “Спасскэлектросеть“ с сентября по декабрь 2001 года в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ предоставляло гражданам, проживающим в муниципальном образовании г. Спасск-Дальний, льготы по оплате за электроэнергию, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.

Ввиду невозмещения расходов по оплате за электроэнергию истцом предъявлен настоящий иск.

Арбитражный суд Приморского края на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно отказал во взыскании убытков за счет средств бюджета муниципального образования г. Спасск-Дальний, поскольку денежные средства на финансирование данных расходов бюджету г. Спасск-Дальний в достаточном количестве не выделялись.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка:Федеральный закон от 28.08.1995 имеет номер 154-ФЗ, а не 154.

Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ “Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Таким образом, судом обеих инстанций правильно сделан вывод, что компенсация расходов, понесенных ОАО “Дальэнерго“ при предоставлении льготы по оплате электроэнергии ветеранам, должна производиться из федерального бюджета.

Часть 2 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“ устанавливает, что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое назначение.

Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями в связи с предоставлением льгот ветеранам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, а не пункт 2 Постановления.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.

Приложением 7 к
Закону Приморского края от 20.04.2001 N 135-КЗ “О краевом бюджете на 2001 год“ предусмотрена передача г. Спасску-Дальнему государственных полномочий Приморского края на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в сумме 4940 тыс. рублей. Муниципальным образованием г. Спасск-Дальний денежные средства получены и распределены по целевому назначению на основании отчета об исполнении краевого бюджета за 2001 год.

Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.

Следовательно, Арбитражный суд Приморского края правомерно возложил ответственность за неисполнение ФЗ “О ветеранах“ на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.

Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.

Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.10.2003 и постановление от 09.12.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3346/2003-5-144 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.