Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.03.2004 N Ф03-А73/04-2/407 Определение суда о прекращении производства по делу по заявлению о взыскании административного штрафа отменено и дело направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением норм процессуального и материального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 23 марта 2004 года Дело N Ф03-А73/04-2/407“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края на определение от 04.11.2003 по делу N А73-9377/2003-20 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края к войсковой части 2049, третье лицо: Минфин Хабаровского края, УФК по Хабаровскому краю, о взыскании штрафа в сумме 40000 руб.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) мотивированное постановление изготовлено 23.03.2004.

Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края (далее - жилищная инспекция) обратилась в
Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с войсковой части 2049 административного штрафа в размере 2500 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Хабаровского края (далее - Минфин Хабаровского края), Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - Казначейство).

Определением от 04.11.2003 суд первой инстанции производство по делу прекратил, сославшись на пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Судебный акт мотивирован тем, что Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края наделена полномочиями и по привлечению виновных лиц к административной ответственности, и по обращению к исполнению постановлений о привлечении к административной ответственности во внесудебном порядке, следовательно, в соответствии с параграфом 1 главы 4 АПК РФ, арбитражному суду не подведомственны споры о взыскании штрафа, наложенного по постановлению административного органа.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Законность определения проверяется по кассационной жалобе жилищной инспекции, которая просит его отменить, дело направить для рассмотрения по существу заявленных требований. Заявитель жалобы полагает, что, так как должник - войсковая часть 2049 финансируется из федерального бюджета через орган Федерального казначейства, взыскание средств по его денежным обязательствам возможно на основании исполнительного листа судебного органа, что предусмотрено статьей 121 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“.

Представитель жилищной инспекции в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Казначейство в отзыве на жалобу и в судебном заседании с доводами, изложенными в ней, согласилось, считает жалобу подлежащей удовлетворению.

Минфин Хабаровского края отзыв на жалобу не представил, письмом от 16.03.2004 N 19-05/253 просил рассмотреть ее без участия своего представителя.

Войсковая часть 2049 доводы жалобы отклоняет
в отзыве на нее, полагая, что судом правомерно прекращено производство по делу. Представитель войсковой части 2049 возражения на жалобу в судебном заседании поддержал.

Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм процессуального права, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что определение подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу заявленного требования по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что постановлением государственной жилищной инспекции N 90/03-Ю от 02.04.2003 войсковая часть 2049 привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение правонарушения, выразившегося в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов, в виде административного штрафа в сумме 40000 руб. Поскольку лицо, признанное виновным в совершении правонарушения, данное постановление не исполнило, сумму штрафа не уплатило, жилищная инспекция направила постановление для принудительного исполнения в Подразделение судебных приставов N 11 Бикинского района Хабаровского края, которое возвращено без исполнения ввиду невозможности взыскания (отсутствие счетов в кредитных учреждениях). Жилищная инспекция, полагая, что взыскание с должника, финансируемого из федерального бюджета через орган Федерального казначейства, возможно на основании исполнительного листа судебного органа, обратилось за взысканием штрафа в арбитражный суд.

Вывод суда о неподведомственности арбитражному суду спора о взыскании административного штрафа, наложенного по постановлению административного органа, является ошибочным, так как противоречит пункту 5 статьи 29 АПК РФ.

В соответствии с указанной нормой права арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статьей 121 Федерального
закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ установлено, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка РФ и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства. Взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета, с лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, производится органами Федерального казначейства на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов.

Из приведенной нормы следует, что указанный порядок взыскания применяется в отношении получателей бюджетных средств. Аналогичный порядок взыскания установлен Правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143, в соответствии с которыми исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника. Одновременно с исполнительным листом взыскателем представляется копия решения суда и заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Кроме того, при разрешении спорных правоотношений судом не учтено, что Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ (статья 133) сохранен порядок взыскания денежных средств со счетов получателей бюджетных средств. Статьей 135 указанного Закона установлено, что исполнение судебных актов по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, службой судебных
приставов не производится.

Материалами дела установлено, что войсковая часть 2049 является получателем бюджетных средств. Поэтому жилищная инспекция, в силу предоставленных ей полномочий, привлекшая нарушителя к ответственности за административное правонарушение, имела правовые основания для обращения в арбитражный суд за взысканием административного штрафа по вступившему в законную силу постановлению от 02.04.2003 N 90/03-Ю.

Руководствуясь статьями 286 - 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 04.11.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-9377/2003-20 отменить, дело направить на рассмотрение по существу в первую инстанцию этого же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.