Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.09.2004, 23.09.2004 по делу N А60-25611/04-С5 Освобождена от обложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

27 сентября 2004 г. Дело N А60-25611/04-С5(дата изготовления в полном объеме)23 сентября 2004 г.“(дата объявления резолютивной части)

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Соловцова С.Н. при ведении протокола судьей рассмотрел в судебном заседании 22 - 23.09.2004 дело по заявлению МУП “УЖКХ“ к Инспекции МНС России по г. Невьянску Свердловской области о признании частично недействительным ненормативного акта.

В судебном заседании приняли участие: от заявителя - юрисконсульт Фофанов А.В., доверенность N 16 от 11.08.2004; от заинтересованного лица - главный государственный налоговый инспектор Ларионова Т.Т., доверенность от 22.09.2004, удостоверение N 133550; начальник отдела Соснина Л.А., доверенность от 29.06.2004, удостоверение N
133308.

Права и обязанности лиц, участвующих в деле, разъяснены. Отводов, ходатайств не заявлено.

Заявитель просит признать незаконным решение Инспекции МНС России по г. Невьянску Свердловской области N 79 от 25.06.2004 в части доначисления МУП “УЖКХ“ налога на добавленную стоимость в размере 1332776 рублей, пени в размере 175618 рублей 90 коп. В судебном заседании заявитель уточнил требования и просит признать также недействительным решение в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 266555 рублей 20 коп.

Заинтересованное лицо с требованиями не согласно по основаниям, указанным в отзыве.

В предварительном судебном заседании объявлялся перерыв до 23.09.2004.

Поскольку в судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, и они не возражают против рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание по первой инстанции.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Налоговым органом проведена выездная проверка МУП “УЖКХ“ по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 28.02.2004, о чем составлен акт N 74 от 24.05.2004.

По результатам проведенной проверки вынесено решение N 79 от 25.06.2004, в пункте 3.1 которого содержится положение о доначислении в бюджет суммы неуплаченного налога на добавленную стоимость, начисленной на оказанную населению стоимость услуг по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, с привлечением к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

Не согласившись в этой части с решением, налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании его незаконным, ссылаясь на ошибочность выводов налогового органа.

Суд полагает, что требования подлежат удовлетворению.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, и в соответствии со
ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах“ до 01.01.2004 освобождена от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах ЖСК, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).

Статьей 14 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ (в редакции от 08.07.1999) определено, что право найма жилого помещения предоставляется гражданам в домах государственного и муниципального фондов.

Из содержания и смысла приведенных норм следует, что услуги, перечисленные в подпункте 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, могут реализоваться двум категориям граждан - членам ЖСК, являющимся собственниками жилья, которые в силу своего правового статуса не заключают договор найма жилого помещения, и гражданам, не обладающим жильем на праве собственности.

Поскольку налоговое законодательство не содержит понятия “услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности“, суд в соответствии с требованиями ст. 11 НК РФ руководствуется при вынесении решения нормами жилищного законодательства.

Статьями 50 и 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения.

Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение наймодателем -
жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) - и нанимателем-гражданином, на имя которого выдан ордер.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.

Согласно Правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985, наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическую и тепловую энергию и другие услуги) по утвержденным в установленном порядке тарифам (подпункт “д“ пункта 9), а наймодатель обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда: систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, а также осмотр объектов благоустройства придомовых территорий; своевременно производить капитальный ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них; обеспечивать надлежащее содержание подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования жилых домов, санитарно технического и иного оборудования, находящегося в них, к эксплуатации в зимних условиях (пункт 16).

В силу части 3 статьи 678 ГК РФ наниматель по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.

Таким образом, плата по договорам найма жилого помещения имеет две составляющие
величины - коммунальные платежи и квартирную плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.

Кроме того, пунктом 15 Приказа от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 “Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ“ установлено, что в плату за предоставление в пользование жилых помещений, в целях налогообложения, включаются определенные расходы, отраженные в Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя России от 23.02.1999 N 9.

Согласно пункту 7.1.5 названной методики, себестоимость услуг жилищной ремонтно-эксплуатационной организации складывается из затрат на выполнение следующих видов работ:

- ремонт конструктивных элементов жилых зданий;

- ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования;

- благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий.

Таким образом, услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и эксплуатации жилфонда и вывозке мусора.

При таких обстоятельствах решение налогового органа в части доначисления к уплате НДС за услуги по содержанию и эксплуатации жилфонда, вывозке мусора, санитарного обслуживания мусоропровода является необоснованным.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать решение Инспекции МНС России по городу Невьянску Свердловской области N 79 от 25.06.2004 в части доначисления МУП “УЖКХ“ налога на добавленную стоимость в размере 1332776 рублей, пени в размере 175618 рублей 90 коп., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 266555 рублей 20 коп. незаконным как не соответствующим Налоговому кодексу РФ.

Возвратить МУП “УЖКХ“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную по квитанции от 18.08.2004.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259, 260,
275 - 277 АПК РФ.

Судья

СОЛОВЦОВ С.Н.