Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.03.2004 N А05-9633/03-18 Поскольку применение к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов ограничивается только периодом действия соответствующего закона о федеральном бюджете, установленные нормами законов о федеральном бюджете на определенный год коэффициенты к ставкам земельного налога подлежат применению не при установлении конкретной ставки налога, а при его исчислении налогоплательщиком в определенном налоговом периоде.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2004 года Дело N А05-9633/03-18“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А., рассмотрев 24.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.12.2003 по делу N А05-9633/03-18 (судья Чалбышева И.В.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - ИМНС, инспекция) от 02.09.2003 N 16-23/8222 об уплате
90592 руб. земельного налога за 2003 год.

Решением суда от 01.12.2003 заявленные обществом требования удовлетворены полностью.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и взыскать с общества 90592 руб. земельного налога за 2003 год. По мнению подателя жалобы, Закон Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю“, определяя средние ставки земельного налога, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки этого налога, а федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год изменили эти пределы, то есть увеличили конкретные налоговые ставки. ИМНС считает, что указанное увеличение произведено федеральным законодателем в пределах своей компетенции и в полном соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы“ и статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Таким образом, по мнению инспекции, коэффициенты, установленные Федеральными законами от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год“ (далее - Закон N 36-ФЗ), от 31.12.99 N 227-ФЗ “О федеральном бюджете на 2000 год“ (далее - Закон N 227-ФЗ), от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ (далее - Закон N 150-ФЗ), 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ (далее - Закон N 194), можно рассматривать только как принятые в рамках такого элемента налогообложения, как “налоговая ставка“, поскольку относить понятие указанного коэффициента к какому-либо другому элементу налогообложения невозможно, а оснований для его непринятия нет. Кроме того, налоговый орган указывает на то, что данные коэффициенты направлены на индексацию возможных потерь вследствие инфляции.

Общество в
отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а принятый по делу судебный акт - без изменения, считая его законным и обоснованным.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, общество 19.06.2003 представило в инспекцию декларацию по земельному налогу за 2003 год, согласно которой общая сумма земельного налога по трем земельным участкам составила 19671 руб.

Расчет земельного налога в данной декларации произведен налогоплательщиком исходя из дифференцированных ставок земельного налога, утвержденных решением Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 N 337 “О ценовом зонировании территории муниципального образования “Город Архангельск“ с применением повышающего коэффициента “1,8“, установленного Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ (далее - Закон N 110-ФЗ).

В ходе проведения камеральной проверки названной декларации инспекция, выявив нарушение обществом положений подпункта 4 пункта 1 статьи 23 и пункта 4 статьи 81 НК РФ, Закона N 36-ФЗ, Закона N 227-ФЗ, Закона N 150-ФЗ и Закона N 194-ФЗ, доначислила налогоплательщику 90592 руб. земельного налога, о чем составила акт от 02.09.2003 N 16-23/2789. Основанием для доначисления обществу указанной суммы земельного налога послужило неприменение налогоплательщиком при исчислении налога за 2003 год коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на 1999, 2000 и 2002 годы.

Общество представило в ИМНС возражения от 09.09.2003 N 17-1388 на акт камеральной проверки, которые не были приняты налоговым органом,
о чем свидетельствует протокол их рассмотрения.

ИМНС 02.09.2003 направила обществу требование N 16-23/8222 об уплате 90592 руб. доначисленного земельного налога за 2003 год, а также о погашении 8966 руб. задолженности по этому налогу, числящейся за налогоплательщиком по состоянию на 19.06.2003, и установила срок исполнения данного требования в течение 10 дней с момента его получения.

Общество не согласилось с требованием налогового органа в части уплаты 90592 руб. земельного налога и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно признал недействительным требование ИМНС от 02.09.2003 N 16-23/8222 об уплате обществом 90592 руб. земельного налога, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.

Закон Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю“ устанавливает средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли. Однако налогоплательщики в силу статьи 8 названного закона уплачивают земельный налог по ставкам, дифференцированным по местоположению земельных участков и зонам различной градостроительной ценности, а не по средним ставкам.

Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы“ земельный налог относится к местным налогам.

При этом в пункте 2 данной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, конкретные же ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

В силу пункта 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления в пределах, установленных данным Кодексом.

По смыслу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П “По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году“ таким пределом является средняя ставка земельного налога как ограничивающая право представительного органа власти на превышение ставки налога.

Таким образом, дифференцированные ставки земельного налога, действующие в городе Архангельске, не могут автоматически повышаться в связи с введением федеральными законами коэффициента, повышающего средние ставки, поскольку это противоречит как статье 53 НК РФ, так и конституционно установленным принципам налогообложения.

Как видно из материалов дела, решением Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 N 337 “О ценовом зонировании территории муниципального образования “Город Архангельск“ утверждены базовые (дифференцированные) ставки земельного налога и арендной платы по оценочным зонам города Архангельска, которые не изменялись и являются действующими до настоящего времени.

Органы государственной власти города Архангельска коэффициентов к ставкам земельного налога в 2003 году не вводили.

Статьей 7 Закона N 110-ФЗ установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом “1,8“.

Таким образом, общество правильно исчислило земельный налог в декларации за 2003 год, применив к налоговой ставке повышающий коэффициент “1,8“.

Довод жалобы инспекции о том, что Закон Российской Федерации “О плате за землю“, определяя средние ставки земельного налога, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки этого налога, а федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год изменили эти пределы, то есть увеличили конкретные налоговые ставки, следует признать
несостоятельным.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год“ ставки земельного налога, действовавшие в 1993 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом “2“.

Согласно статье 18 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год“ ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом “1,2“.

Статьей 12 Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2001 год“ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “Статьей 1“ имеется в виду “Статьей 14“.

Статьей 1 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год“ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом “2“.

Суд первой инстанции правомерно указал на то, что коэффициенты, вводимые федеральными законами о федеральном бюджете на определенный год, подлежат применению не при установлении конкретной ставки земельного налога, а при его исчислении налогоплательщиком в определенном налоговом периоде.

По смыслу статьи 15 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год“ применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного “2“, ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный финансовый год. Аналогичные правоотношения в следующем году регламентировались Федеральным законом “О федеральном
бюджете на 2000 год“, которым введен новый повышающий земельную ставку коэффициент - “1,2“. Применение коэффициента “1,2“ также ограничивается 2000 годом. Следовательно, применение к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов ограничивается только периодом действия соответствующего закона о федеральном бюджете. Кроме того, обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.

При таких обстоятельствах следует признать, что у налогового органа не было законных оснований для доначисления обществу 90592 руб. земельного налога за 2003 год и, соответственно, для выставления оспариваемого требования об уплате указанной суммы этого налога.

Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.12.2003 по делу N А05-9633/03-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРАБУХИНА Л.И.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

ЛОМАКИН С.А.