Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2004 N А05-8348/03-10 Суд отказал в признании недействительным решения ИМНС о начислении пеней на недоимку общества по налогам и платежам во внебюджетные фонды, поскольку из материалов дела следует, что спорная сумма пеней начислена налоговым органом за период до вынесения решения о реструктуризации задолженности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2004 года Дело N А05-8348/03-10“
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Малышевой Н.Н., Шевченко А.В., рассмотрев 15.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.11.2003 по делу N А05-8348/03-10 (судья Пигурнова Н.И.),
УСТАНОВИЛ:
Коношское районное потребительское общество (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным письма Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Архангельской области (далее - налоговая инспекция) от 06.08.2003 N 01-1/9461 и о понуждении ответчика списать с лицевого счета Общества 228136 руб. 55 коп. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты налогов и платежей во внебюджетные фонды.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Обществом по существу заявлено требование о признании незаконными действий ответчика по начислению пеней на задолженность по налогам по состоянию на 01.07.2001, реструктуризированную по решению налоговой инспекции от 02.07.2001, а также на задолженность по платежам во внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.2001, реструктуризированную по решению налоговой инспекции от 24.12.2001 N 03/3023.
Решением суда от 26.11.2003 требования Общества удовлетворены. Признаны незаконными, не соответствующими нормам Налогового кодекса Российской Федерации действия налоговой инспекции по начислению пеней в сумме 228136,55 руб. на суммы задолженностей по налогам и по платежам во внебюджетные фонды, реструктуризированные по решениям налоговой инспекции от 02.07.2001 и 24.12.2001, а также на задолженность, образовавшуюся в 2001 году. На налоговую инспекцию возложена обязанность аннулировать указанную сумму пеней.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Общество и налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а требования Общества - отклонению.
Как следует из материалов дела, спорная сумма пеней начислена налоговым органом за период между датой, по состоянию на которую определялась подлежащая реструктуризации сумма задолженности, и датой вынесения решения о ее реструктуризации. После принятия решений о реструктуризации задолженностей начисление пеней налоговым органом не производилось, не начислялись пени и на текущие платежи в связи с их своевременной уплатой.
Так, сумма пеней, начисленных на сумму реструктуризированной по решению от 24.12.2001 N 03/3023 задолженности по платежам во внебюджетные фонды за период с 01.01.2001 по 24.12.2001, составила 167650,74 руб.
Сумма пеней, начисленных на сумму реструктуризированной по решению от 02.07.2001 N 1002 задолженности, по налогам и налоговым платежам за период с 22.06.2001 по 02.07.2001, составила 60485,81 руб.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 “О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001, реструктуризации подлежит задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г. (далее именуется - задолженность), но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности.
Вместе с тем за период с 01.01.2001 по дату вынесения решения о реструктуризации продолжают начисляться пени на основании статьи 75 НК РФ.
Названным постановлением N 699 не определена судьба пеней, начисленных за названный период. На это обстоятельство налоговым органом указано Обществу в письме от 11.02.2003 (л.д. 11).
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконными действия налогового органа по начислению пеней на задолженность по платежам во внебюджетные фонды, подлежащие реструктуризации, за названный период.
Судом не указана и норма Налогового кодекса Российской Федерации, которой противоречат действия налогового органа.
Из материалов дела (л.д. 99 - 102) также следует, что сумма пеней по налоговым платежам не связана с решением о реструктуризации задолженности по решению от 02.07.2001.
Фактически всеми материалами дела подтверждается, что Общество, обращаясь и в налоговую инспекцию, и в суд, требовало признать задолженность по пеням безнадежной, ссылаясь на истечение сроков давности взыскания указанных пеней, и именно по этому основанию обязать налоговый орган ее списать.
Между тем согласно ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном по федеральным налогам и сборам, Правительством РФ.
Постановление Правительства РФ N 100 от 12.02.01 “О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам“ предусматривает для юридического лица лишь одно основание для признания безнадежной к взысканию и списания задолженности - ликвидацию организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно определен порядок списания задолженности только для названного случая.
Порядка списания задолженности по иным основаниям не установлено.
Материалы дела не содержат доказательств ликвидации Общества, так же как и доказательств, свидетельствующих о прекращении обязанности по уплате спорной суммы пеней задолженности в соответствии со статьями 44, 45 НК РФ.
В связи с вышеизложенным суд кассационной инстанции считает требования налогоплательщика необоснованными, жалобу налоговой инспекции подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене.
Учитывая результат рассмотрения настоящего дела и в соответствии со статьями 103, 105, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.11.2003 по делу N А05-8348/03-10 отменить.
В удовлетворении заявления Коношского районного потребительского общества отказать.
Взыскать с Коношского районного потребительского общества в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
Судьи
МАЛЫШЕВА Н.Н.
ШЕВЧЕНКО А.В.