Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2003 N 43кпн02-24 Приговор по делу изменен: исключено указание о частичном присоединении в соответствии со ст. 70 УК РФ к наказанию, назначенному осужденному по п. “б“ ч. 2 ст. 162 УК РФ, наказаний, назначенных по предыдущим приговорам, поскольку суд надзорной инстанции при назначении наказания по правилам ст. 70 УК РФ не должен был учитывать наказание, назначенное ему по предыдущему приговору, так как он был освобожден от него по амнистии.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАДЗОРНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 апреля 2003 года

Дело N 43кпн02-24

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Степалина В.П.

судей - Климова А.Н. и Иванова Г.П.

рассмотрела в судебном заседании дело по надзорной жалобе адвоката Мизевой Т.В. в защиту интересов осужденного З. о пересмотре приговора Устиновского районного суда г. Ижевска от 26 сентября 2001 года, определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2001 года и постановления президиума Верховного Суда Удмуртской Республики от 9 августа 2002 года.

Приговором Устиновского районного суда г. Ижевска от 26 сентября 2001 года

З., <...>, ранее судимый:

25 августа 2000 г.
по ст. 161 ч. 2 п. п. “а“, “б“, “г“ УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года;

31 августа 2000 г. (с учетом последующего изменения) по ст. 166 ч. 2 п. “а“ УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. В соответствии с п. 8 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 мая 2000 г. “Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов“ З. от наказания освобожден, -

осужден к лишению свободы по ст. 162 ч. 2 п. “б“ УК РФ на 7 лет с конфискацией имущества. В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности с приговорами от 25.08.2000 и от 31.08.2000 путем частичного сложения наказания окончательно назначено 8 лет с конфискацией имущества и отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2001 года приговор оставлен без изменения.

Постановлением президиума Верховного Суда Удмуртской Республики от 9 августа 2002 года вышеуказанный приговор изменен: в соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, в том числе и приговора от 31 августа 2000 г., путем частичного сложения наказаний окончательно З. назначено 7 лет 9 месяцев лишения свободы с конфискацией имущества.

По этому же приговору осужден К., надзорное производство в отношении которого не возбуждалось.

Заслушав доклад судьи Климова А.Н., мнение прокурора Беспалихина И.А., полагавшего жалобу удовлетворить, Судебная коллегия

установила:

согласно приговору З. признан виновным в совершении нападения в целях хищения чужого имущества, с применением насилия, опасного для жизни
и здоровья, группой лиц, по предварительному сговору, неоднократно при следующих обстоятельствах.

14.02.2001 около 21 час. З. и К. находились в состоянии алкогольного опьянения в помещении школы 49, <...>, где у них возник умысел на совершение нападения в целях хищения чужого имущества. Действуя согласованно с К., З. подошел к Г. и сказав, что К. хочет поговорить с ним, вызвал его на улицу. Г. зашел за здание школы, где его ожидал К. Последний, используя надуманный предлог, высказал в адрес Г. незаконные требования о передаче им имеющихся у него денег, затем к ним подошел З. и, действуя по единому умыслу с К., с целью подавления воли к сопротивлению и завладения имуществом Г., нанес один удар рукой по лицу потерпевшего. Затем К. и З. ударили Г. по лицу по одному разу каждый, отчего тот упал. Продолжая свои преступные действия, З. нанес удар ногой по плечу потерпевшему, намереваясь ударить по голове, однако последний сумел уклониться. После того, как Г. встал, З., действуя согласованно с К., с целью завладения имуществом потерпевшего обхватил его руками и стал удерживать. К. при этом ударил Г. рукой в лицо и открыто похитил у него из кармана брюк деньги в сумме 350 рублей. После чего, К. и З. с целью удержания похищенного и подавления воли потерпевшего к сопротивлению поочередно нанесли ему по одному удару локтем в лицо.

В результате действий З. и К. Г. были причинены телесные повреждения характера кровоподтеков и подкожных кровоизлияний на лице, краевых переломов первых левых верхнего и нижнего зубов, гематомы носовой перегородки, осложнившейся абсцессом, которые согласно заключению судебно-медицинского эксперта
причинили легкий вред здоровью с кратковременным его расстройством на срок не свыше 3-х недель. Также в результате действий З. и К. потерпевшему Г. был причинен материальный ущерб на сумму 350 рублей.

В надзорной жалобе адвокат Мизева Т.В. утверждает, что действия З. квалифицированы неправильно, поскольку изложенные в приговоре выводы суда не соответствуют фактическим материалам дела. При этом утверждается, что З. и К. избили потерпевшего Г. из-за девушки. Первоначально в ходе предварительного следствия потерпевший ничего не говорил о том, что у него отобрали деньги. Адвокат просит об отмене принятых по делу судебных решений с передачей дела на новое судебное рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия считает необходимым принятые по делу в отношении З. судебные решения изменить по следующим основаниям.

Вина З. в совершении вышеуказанного преступления доказана показаниями потерпевшего Г. об обстоятельствах завладения З. и К. его деньгами, а также о причине первоначального сокрытия им от отца факта завладения осужденными его деньгами (л.д. 11 - 21).

Допрошенный в качестве потерпевшего отец несовершеннолетнего Г. - Г.И. подтвердил показания своего сына относительно наличия у него денег (л.д. 49 - 51).

Факт причинения потерпевшему Г. телесных повреждений и степень их тяжести подтверждаются заключением судебно-медицинского эксперта (л.д. 39 - 40).

Таким образом, обоснованность осуждения З. и правильность квалификации его действий не вызывает сомнения.

Вместе с тем, как видно из копии постановления президиума Верховного Суда Удмуртской Республики от 31 мая 2002 года, изменяя приговор Ленинского районного суда г. Ижевска от 31 августа 2000 года в отношении З., президиум переквалифицировал его действия со ст. 166 ч. 3 УК РФ на ст. 166 ч.
2 п. “а“ УК РФ, назначив по ней с применением ст. 73 УК РФ 3 года лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. На основании п. 8 ч. 2 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26.05.2000 “Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов“ З. от отбывания наказания освобожден.

Приводя приговор Устиновского районного суда г. Ижевска от 26 сентября 2001 г. в отношении З. в соответствие с вышеуказанным Постановлением президиум Верховного Суда Удмуртской Республики своим постановлением от 9 августа 2002 года изменил его и в соответствии со ст. 70 УК РФ назначил З. наказание по совокупности приговоров, частично присоединив к назначенному по ст. 162 ч. 2 п. “б“ УК РФ наказанию в виде 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества наказания, назначенные ему по приговорам Устиновского районного суда от 25 августа 2000 г. и Ленинского районного суда от 31 августа 2000 г., окончательно определив ему 7 лет 9 месяцев лишения свободы с конфискацией имущества.

Вместе с тем президиум Верховного Суда Удмуртской Республики при назначении З. наказания по правилам ст. 70 УК РФ не должен был учитывать наказание, назначенное ему по приговору Ленинского районного суда от 31 августа 2000 года, с учетом последующего изменения, поскольку он был освобожден от него по амнистии.

Кроме того, в соответствии с п. 1 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 мая 2000 года “Об объявлении амнистии“ З. подлежал освобождению от наказания, назначенного ему приговором от 25 августа 2000 года.

Следовательно, указание суда о присоединении ему наказания по
предыдущим приговорам на основании ст. 70 УК РФ подлежит исключению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 408 УПК РФ, Судебная коллегия

определила:

приговор Устиновского районного суда от 26 сентября 2001 года, определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2001 года и постановление президиума Верховного Суда Удмуртской Республики от 9 августа 2002 года в отношении З. изменить:

исключить указание о частичном присоединении в соответствии со ст. 70 УК РФ к наказанию, назначенному З. по ст. 162 ч. 2 п. “б“ УК РФ, наказания, назначенные ему по приговорам от 25 и 31 августа 2000 года.

Считать З. осужденным по п. “б“ ч. 2 ст. 162 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.