Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2004 N А26-6419/03-25 Поскольку муниципальное учреждение освобождено от уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, суд правомерно заключил, что на учреждение не может быть возложена обязанность по представлению в ИМНС декларации по указанному налогу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2004 года Дело N А26-6419/03-25“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Никитушкиной Л.Л., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 18.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.11.03 по делу N А26-6419/03-25 (судья Васильева Л.А.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное учреждение Центр социального обслуживания населения Беломорского района Республики Карелия (далее - Центр) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными пунктов 1.2 и 1.5 решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N
2 Республики Карелия (далее - Инспекция) от 17.06.03 N 32.

Решением от 11.11.03 суд полностью удовлетворил требования Центра.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Центру в удовлетворении его заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени ее рассмотрения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела усматривается, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности Центра по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды за период с 01.01.2000 по 31.03.03. По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 27.05.03 N 28 и принято решение (с учетом возражений Центра от 05.06.03 N 182) от 17.06.03 N 32.

В ходе проверки Инспекция установила, что Центр, в проверяемом периоде занимаясь предпринимательской деятельностью (оказание платных услуг), не представил расчет и не исчислил с платных услуг за 2000 год налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, что привело к занижению налога на 128 руб., а также не уплатил налог на прибыль в размере 4424 руб. в связи с неправомерным включением в расходы, не связанные с производством и реализацией выплаченной материальной помощи, а также расходов на приобретение подарков, цветов.

Центр не согласился с решением Инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд полностью удовлетворил требования Центра, признав недействительными пункты 1.2 и 1.5 решения Инспекции от 17.06.03 N 32 как противоречащие Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).

Изучив материалы дела и доводы Инспекции, изложенные в
жалобе, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным.

Центр в соответствии с пунктом 1.1 Устава является некоммерческой организацией, создан для целей оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

В соответствии с пунктом 1.3 Устава Центра его учредителем является Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального образования “Беломорский район“.

Источники финансирования Центра определены пунктом 3.1 Устава. К ним относятся средства местного бюджета; доходы, полученные от предоставления гражданам на условиях частичной или полной оплаты социальных услуг, входящих в гарантированный государством перечень социальных услуг, а также дополнительных услуг; доходы от предпринимательской деятельности.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается Инспекцией, Центр финансируется за счет средств местного бюджета.

Согласно пункту 4 статьи 3 Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы на территории Беломорского района, утвержденного решением Малого совета Беломорского районного Совета народных депутатов от 07.07.93, от уплаты указанного налога освобождаются организации и учреждения, основная деятельность которых полностью финансируется за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов. Налоговый орган не сослался на первичные бухгалтерские документы, анализ которых позволил ему сделать выводы о получении Центром в проверяемом периоде доходов именно от предпринимательской деятельности. Таким образом, является правомерным вывод суда о том, что Центр не является плательщиком налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а потому в силу статьи 80 НК РФ на него не может быть возложена и обязанность по представлению в налоговый орган соответствующей декларации.

Доводы Инспекции о
том, что в нарушение пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями, далее - Положение N 552), статей 264, 270 НК РФ Центр неправомерно включил в расходы, связанные с производством и реализацией по предпринимательской деятельности, материальную помощь, расходы на приобретение подарков, цветов, в результате чего произошло занижение налога на прибыль за 2002 год и I квартал 2003 года, также признаны кассационной инстанцией несостоятельными.

Кассационная инстанция считает, что суд в соответствии со статьей 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все представленные сторонами доказательства по делу, в том числе устав Центра, правильно пришел к обоснованному выводу о том, что оказание материальной помощи пенсионерам и инвалидам, находящимся у него на обслуживании, согласно имеющимся спискам, вытекает из уставной деятельности Центра (пункты 2.1 и 6.3 Устава), суммы материальной помощи являются расходами, связанными с производством и реализацией, применительно к пункту 2 “а“ Положения N 552, а также пункту 1 статьи 253, подпункту 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у кассационной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.11.03 по делу N
А26-6419/03-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

МАЛЫШЕВА Н.Н.

Судьи

НИКИТУШКИНА Л.Л.

КУЗНЕЦОВА Н.Г.