Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2003 N 22-Г03-21 Заявление об отмене постановления Центральной избирательной комиссии о признании недействительными результатов повторного голосования по выборам депутата Парламента Республики Северная Осетия - Алания удовлетворено, поскольку существенных нарушений в ходе выборов, которые бы повлияли на адекватное отражение действительной воли избирателей в итогах голосования, не установлено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 декабря 2003 года

Дело N 22-Г03-21

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Пирожкова В.Н.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании от 17 декабря 2003 г. дело по кассационной жалобе Д. на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 23 сентября 2003 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения Д., его представителя С., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей решение отменить, Судебная коллегия

установила:

постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания от 13 июня 2003 г. признаны недействительными результаты повторного голосования по выборам депутата Парламента Республики Северная Осетия - Алания по Студенческому избирательному округу N 51.

Д., признанный окружной избирательной комиссией избранным депутатом по данному избирательному округу, обратился в суд с заявлением об отмене указанного постановления ЦИК РСО - Алания, ссылаясь на отсутствие оснований для признания результатов голосования по округу недействительными.

Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 23 сентября 2003 г. в удовлетворении заявления Д. отказано.

В кассационной жалобе Д. просит отменить решение и принять новое решение об удовлетворении его заявления.

Судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и п. 2 ст. 73 Закона “О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания“ вышестоящая избирательная комиссия вправе признать итоги
голосования недействительными, если допущенные при проведении голосования или установления итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Отказывая в удовлетворении заявления Д., суд исходил из того, что у ЦИК РСО - Алания имелись основания для признания результатов голосования по избирательному округу N 51 недействительными, поскольку на избирательных участках N 249, 250 и 251 были допущены нарушения избирательного законодательства при голосовании вне помещения для голосования. Так, суд установил, что на избирательном участке N 249 при подсчете бюллетеней из переносных урн было обнаружено 34 бюллетеня, а заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования только 33, на избирательном участке N 250 бюллетеней 71, а заявлений - 70, на избирательном участке N 251 бюллетеней - 40, а заявлений - 38. Суд пришел к выводу, что в соответствии с п. 12 ст. 68 Федерального закона и п. 12 ст. 70 закона РСО - Алания все бюллетени из переносной урны на данных участках должны были признаны недействительными и при подсчете голосов не должны учитываться. В связи с чем, по мнению суда, ЦИК РСО - Алания правильно установила, что указанные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Между тем судом неправильно применены нормы материального права.

Согласно п. 12 ст. 68 Федерального закона и п. 12 ст. 70 закона РСО - Алания в случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего количества бюллетеней, чем заявлений избирателей, то все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется соответствующий акт.

Как усматривается из материалов дела, участковые избирательные комиссии
таких актов при подсчете бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, не составляли. Более того, председатель участковой избирательной комиссии N 249 в суде заявила, что таких расхождений при подсчете голосов не было (протокол судебного заседания лист 52 т. 2). Председатели избирательных комиссий N 250 и 251 также в суде пояснили, что каких-либо замечаний по поводу расхождения количества бюллетеней и заявлений избирателей при подсчете голосов у членов избирательных комиссий не было (протокол листы N 43, 49). Председатель УИК N 251 П. подтвердил то обстоятельство, что фактически все избиратели, заявившие о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, приняли участие в голосовании, но некоторые отказались писать об этом заявления.

Иные нарушения, установленные судом, такие, как отсутствие на некоторых заявлениях избирателей подписей членов избирательных комиссий, а также неполное указание имени и отчества избирателя, позволяют достоверно установить личность каждого проголосовавшего избирателя.

С учетом этого указанные выше нарушения не могли быть признаны теми нарушениями, которые бы не позволяли с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Признавая недействительными результаты голосования по избирательному округу N 51, ЦИК РСО - Алания указала также на то, что часть избирателей, принявших участие в голосовании, не проживает в округе, некоторые избиратели не принимали участие в голосовании, но отмечены в списках избирателей как проголосовавшие.

Однако указанные обстоятельства не нашли своего подтверждения, и судом доводы ЦИК РСО - Алания в этой части признаны несостоятельными.

Таким образом, ни избирательная комиссия, ни суд не установили таких существенных нарушений в ходе выборов, которые бы повлияли на адекватное отражение действительной воли избирателей в итогах голосования.

Кроме того, из материалов дела видно, что по результатам
голосования на избирательном округе N 51 за Д. проголосовало на 245 избирателей больше, чем за другого кандидата в депутаты. Указанные итоги голосования подтверждены повторным подсчетом голосов, проведенным по решению ЦИК РСО - Алания.

В том случае, если согласиться с доводами ЦИК РСО - Алания и суда первой инстанции и признать недействительными голоса избирателей, проголосовавших на указанных участках вне помещения для голосования (145 голосов избирателей), то и тогда количество голосов избирателей, проголосовавших за Д., будет большим, чем за другого кандидата.

Суд в решении также указал, что результаты голосования по избирательному округу признаны недействительными по тому основанию, что признаны недействительными итоги голосования по избирательному участку N 250, поскольку списки избирателей по этому участку включают более чем 1/4 часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей по всему округу.

Между тем с таким выводом также нельзя согласиться, поскольку, как указано выше, результаты голосования на данных участках не могут быть признаны недействительными.

Кроме того, ЦИК РСО - Алания не ссылалась на эти обстоятельства как на основания признания результатов выборов недействительными.

При таких обстоятельствах решение не может быть признано законным и подлежит отмене.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия полагает возможным принять новое решение, которым удовлетворить заявление Д.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23 сентября 2003 г. отменить, принять новое решение, которым заявление Д. удовлетворить, постановление Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания от 13 июня 2003 г. “О признании недействительными результатов повторного голосования по
выборам депутата Парламента Республики Северная Осетия - Алания по Студенческому избирательному округу N 51“ отменить.