Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.03.2004 N А21-5338/03-С1 Поскольку материалами дела подтверждается факт экспорта товаров, поступление валютной выручки от иностранного покупателя, переход права собственности на товар от поставщика обществу, оплата обществом товара поставщику, суд правомерно признал недействительным отказ ИМНС возместить обществу экспортный НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2004 года Дело N А21-5338/03-С1“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г., при участии от ООО “Мостсервис“ коммерческого директора Разумова О.В. (доверенность от 29.05.2003) и адвоката Галактионова Е.Б. (доверенность от 31.07.2003), рассмотрев 15.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду на решение от 22.08.2003 (судья Сергеева И.С.) и постановление апелляционной инстанции от 08.12.2003 (судьи Карамышева Л.П., Мялкина А.В., Шкутко О.Н.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-5338/03-С1,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Мостсервис“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения комиссии Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Калининграда от 28.02.2003 N 40 об отказе Обществу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за август 2002 года, решения инспекции от 20.06.2003 N 1-25 об отказе в возмещении из бюджета НДС за август и октябрь 2002 года, а также об обязании инспекции возместить из бюджета 409457 руб. НДС за август 2002 года и 870605 руб. за октябрь 2002 года (с учетом изменения предмета иска и размера требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Калининграда на ее правопреемника - Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду (далее - Инспекция).

Решением суда от 22.08.2003 заявление Общества удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2003 решение суда от 22.08.2003 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - статей 164, 165, 171, 172 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт. Налоговый орган считает, что Общество не осуществляло реализацию товара на экспорт (условия поставки DAF по Инкотермс-2000); не доказано поступление валютной выручки от иностранного покупателя; в декларациях по НДС по ставке 0% за август 2002 года в вычеты включены 140869 руб. НДС и за октябрь 2002 года - 502303 руб. НДС, уплаченного ранее с сумм авансов, поступивших от иностранного покупателя в счет оплаты товара, однако эти суммы НДС Обществом в бюджет фактически не уплачены. Кроме того, не подтверждена оплата поставщикам 268588 руб. и 368302 руб. этого налога.

Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.



Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество заключило с польской фирмой “Марк Трейд ЛТД“ договор от 04.04.2002 N 72-2002 на поставку фуражного ячменя и фуражной пшеницы.

Названный товар приобретен заявителем у ООО “Пол-Инвест“ по договорам от 21.07.2002 N МС-ПОЛ/2002 и от 01.08.2002 б/н ПИ-МОСТ.

Товар отгружен в таможенном режиме экспорта по ГТД N 10413060/220702/0001385 и N 10413020/200902/0002428, на которых имеются отметки российского пограничного таможенного органа “товар вывезен“.

Общество представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС по налоговой ставке 0% за август и октябрь 2002 года.

Налоговый орган провел камеральную проверку названных деклараций.

Решением комиссии Инспекции от 28.02.2003 N 40 Обществу отказано в возмещении из бюджета 409457 руб. НДС за август 2002 года, поскольку в договоре от 04.04.2002 N 72-2002 с иностранным покупателем отсутствуют сведения, кем и какими именно уполномоченными лицами, совершившими эту сделку, он подписан.

Сторонами составлено приложение от 30.06.2002 к названному договору, которым внесены изменения в договор, и указаны наименования должностей, фамилии и полномочия лиц, подписавших договор.

Решением Инспекции от 20.06.2003 N 1-25 Обществу отказано в возмещении из бюджета 409457 руб. НДС за август 2002 года и 870605 руб. за октябрь 2002 года, всего отказано в возмещении 1280062 руб. НДС. По мнению налогового органа, отсутствует факт экспорта товара, поскольку товар реализован на территории Российской Федерации; не представлены документы, подтверждающие оплату товара поставщику - ООО “Пол-Инвест“; не представлены документы, подтверждающие наличие товара на элеваторе и переход права собственности на товар заявителю.

Налогоплательщик не согласился с названными решениями Инспекции и оспорил их в арбитражный суд.



Судебные инстанции удовлетворили требования Общества полностью, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган);

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Вычеты сумм налога, предусмотренные настоящим пунктом, производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 настоящего Кодекса.

Таким образом, право на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика в случае соблюдения им указанных требований закона. При этом представленные документы должны содержать достоверную информацию.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ в течение трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные инстанции оценили представленные сторонами доказательства.

Как установлено судебными инстанциями, факт экспорта подтверждается ГТД N 10413060/220702/0001385 и N 10413020/200902/0002428, на которых имеются отметки российского пограничного таможенного органа “товар вывезен“, а также справками Ростовской таможни. Условия поставки по “Инкотермс-2000“ не имеют правового значения при применении статей 164 - 165 и 176 НК РФ.

Судебными инстанциями установлены поступление валютной выручки от иностранного покупателя, переход права собственности на товар от поставщика заявителю, оплата заявителем товара поставщикам путем зачета встречных обязательств в соответствии с пунктом 2 статьи 167 НК РФ.

Необоснованным является довод Инспекции о том, что в декларациях по НДС по ставке 0% за август 2002 года и за октябрь 2002 года Обществом неправомерно включены в вычеты 140869 руб. налога и 502303 руб. налога, исчисленного в предыдущих налоговых периодах с сумм авансов, поступивших от иностранного покупателя в счет оплаты товара, так как эти суммы НДС Обществом в бюджет фактически не уплачены.

Судом апелляционной инстанции установлено, что поступившие в предшествующие налоговые периоды авансовые платежи в счет предстоящих экспортных поставок товаров включены Обществом в соответствии с пунктом 1 статьи 162 НК РФ в базу, облагаемую НДС, что отражено в декларациях по НДС (по внутреннему рынку). Как пояснили представители Общества, налоги по этим декларациям уплачены.

Доказательств обратного инспекция не представила.

Следует признать, что названные суммы налога Общество правомерно, в соответствии с пунктом 8 статьи 171 НК РФ, включило в вычеты.

Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального права и основания для отмены судебных актов отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 08.12.2003 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-5338/03-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

КИРЕЙКОВА Г.Г.