Решения и постановления судов

Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2003 N 3-Г03-2 Заявление о признании недействующими положений части 2 ст. 3 Закона Республики Коми от 02.12.2001 N 41-РЗ “О поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд Республики Коми“ удовлетворено правомерно, поскольку размещение заказов посредством заключения государственных контрактов может быть реализовано только на конкурсной основе.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 марта 2003 года

Дело N 3-Г03-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Кебы Ю.Г.,

Потапенко С.В.

рассмотрела в судебном заседании от 28 марта 2003 г. дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению части 2 ст. 3 Закона Республики Коми от 2 декабря 2001 г. N 41-РЗ “О поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд Республики Коми“ в части, устанавливающей, что “размещение заказов для государственных нужд может осуществляться посредством заключения государственных контрактов без проведения конкурса“, а также в части, определяющей, что “без проведения конкурса на условиях, установленных законодательством, могут быть размещены заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Коми, направленных на социальную поддержку и защиту населения“ по кассационным жалобам Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми на решение Верховного Суда Республики Коми от 29 января 2003 г., которым требования прокурора были удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Потапенко С.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению части 2 ст. 3 Закона Республики Коми от 2 декабря 2001 года N 41-РЗ “О поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд Республики Коми“ в части, устанавливающей, что “размещение заказов для государственных нужд может осуществляться посредством заключения государственных контрактов без проведения конкурса“, а также в части, определяющей, что “без проведения конкурса на условиях, установленных законодательством, могут быть размещены заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Коми, направленных на социальную поддержку и защиту населения“.

Представители Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми против заявленных прокурором требований возражали, полагая, что Закон Республики Коми принят в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Судом постановлено решение, которым требования прокурора удовлетворены.

С решением суда не согласились Государственный Совет Республики Коми и Глава Республики Коми. В кассационных жалобах они просят решение Верховного Суда Республики Коми от 29 января 2003 г. отменить как вынесенное с нарушением и неправильным толкованием норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.



Как правильно установлено судом, в соответствии с частью 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

При этом законы и иные правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. ст. 15, 76 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ и ст. 1 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“).

Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 “О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд“ установлено, что заказы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах).

Пунктом 3 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного вышеназванным Указом, установлено, что состав и объемы продукции, закупаемой для государственных нужд для проведения торгов (конкурса) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения, обязательные на всей территории Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Это значит, что Президент РФ вправе издавать нормативные указы по любому вопросу, напрямую не закрепленному за ним по Конституции РФ, но входящему в предмет ведения Российской Федерации и предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, после издания соответствующего федерального закона.

Таким образом, часть 2 ст. 3 Закона Республики Коми от 02.12.2001 N 41-РЗ “О поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд Республики Коми“ (в ред. Закона РФ от 09.12.2002 N 114-РЗ) в части, устанавливающей, что размещение заказов осуществляется посредством заключения государственных контрактов без проведения конкурса и без проведения конкурса на условиях, установленных законодательством, могут быть размещены заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Коми, направленных на социальную поддержку и защиту населения, противоречит федеральному законодательству, так как данные мероприятия могут быть реализованы только на конкурсной основе.

Судом всесторонне и полно исследованы обстоятельства, подлежащие установлению по делу, им дана надлежащая юридическая оценка и вынесено законное решение по делу.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым решение Верховного Суда Республики Коми от 29 января 2003 г. оставить без изменения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Коми от 29 января 2003 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми - без удовлетворения.