Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2003 N 3-Г03-3 В удовлетворении заявления о признании незаконными некоторых положений постановлений избирательной комиссии Республики Коми о форме и объеме сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов, подлежащих опубликованию в печати, отказано правомерно, поскольку избирательная комиссия республики при принятии оспариваемых постановлений руководствовалась предоставленным ей федеральным законодательством правом определять объем сведений о кандидатах, которые доводятся до сведения избирателей.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 марта 2003 года

Дело N 3-Г03-3

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Кебы Ю.Г.,

Потапенко С.В.

рассмотрела в судебном заседании от 28 марта 2003 г. дело по заявлению кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми С.А.Н., Г., С.Н.А., П. и Ш. о признании незаконными п. 1. постановления избирательной комиссии Республики Коми “О форме и объеме сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов, подлежащих опубликованию в печати“ от 30 января 2003 г. N 01-09/44 и приложения N 1 к постановлению избирательной комиссии Республики Коми “О форме и объеме сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов, подлежащих опубликованию в печати“ от 30 января 2003 г. N 01-09/44 и приложения N 1 к постановлению избирательной комиссии Республики Коми “О форме и объеме сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов, подлежащих опубликованию в печати“ от 30 января 2003 г. N 01-03-44 по кассационной жалобе С.А.Н. на решение Верховного Суда Республики Коми от 12 февраля 2003 г., которым в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Потапенко С.В., объяснения представителя С.А.Н. - Д., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя избирательной комиссии Республики Коми Б., возражавшего против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственного Совета Республики Коми С.А.Н., П., Ш.
и зарегистрированные кандидаты в депутаты Совета МО “Города Сыктывкар“ Г. и Совета МО “Эжвенский район города Сыктывкара“ С.Н.А. обратились в Верховный Суд Республики Коми с заявлениями о признании незаконными п. 1 постановления избирательной комиссии Республики Коми “О форме и объеме сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов, подлежащих опубликованию в печати“ от 30 января 2003 г. N 01-09/44 и приложения N 1 к постановлению избирательной комиссии Республики Коми “О форме и объеме сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов, подлежащих опубликованию в печати“ от 30 января 2003 г. N 01-09/44, поскольку этим нарушаются, как они считают, их права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Представитель избирательной комиссии Республики Коми возражал против заявленных требований, полагая, что оспариваемые акты приняты избирательной комиссией в пределах ее компетенции и по своему содержанию полностью соответствуют действующему избирательному законодательству.

Решением суда от 12 февраля 2003 г. в удовлетворении заявленных требований С.А.Н., Г., С.Н.А., П. и Ш. было отказано.

В кассационной жалобе С.А.Н. и Г. просят указанное решение Верховного Суда Республики Коми отменить как вынесенное в результате неправильного толкования норм материального права, подлежащих применению при разрешении заявленных требований.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит постановленное по делу решение подлежащим оставлению без изменения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 24 Конституции Российской Федерации, а не статья 25.

Суд при вынесении решения обоснованно руководствовался положениями ст. ст. 25, 55 Конституции Российской Федерации и Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в
редакции от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Правильно обращено внимание на то, что в соответствии с положениями ст. 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Однако в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации могут иметь место и исключения из этого правила, но только на основе федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в редакции от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ является специальным законом, регулирующим правоотношения в области избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме, и направлен на обеспечение демократических выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, на участие в референдуме, при соблюдении свободы волеизъявления и избирательных прав граждан Российской Федерации. В соответствии со ст. 39 указанного Федерального закона все кандидаты на выборные должности органов государственной власти и местного самоуправления обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Одним из условий выдвижения кандидатов согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ является предоставление в соответствующую избирательную комиссию сведений о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе и совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и источниках доходов предоставляются в виде копии налоговой
декларации.

Предоставление указанных выше сведений кандидатами, в том числе об их доходах и имуществе, при выдвижении своих кандидатур на выборные должности и возможность информирования избирателей о предоставленных сведениях, регулируются ст. ст. 33, 44, 45 Федерального закона в редакции от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, непосредственно направлено на реализацию безусловного права избирателей на получение полной и достоверной информации о кандидатах, обеспечение их правовых гарантий при проведении выборов и является одним из условий подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Определение объема сведений о кандидатах, которые доводятся до сведения избирателей в соответствии с п. 7 ст. 33 указанного Федерального закона возлагается на организующую выборы избирательную комиссию и является ее правом.

Поскольку сведения, против публикации которых заявители Г., С.А.Н., С.Н.А., П. и Ш. возражают, поданы ими в избирательные комиссии в добровольном порядке и избирательная комиссия Республики Коми при принятии N 1 постановления избирательной комиссии Республики Коми “О форме и объеме сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов, подлежащих опубликованию в печати“ от 30 января 2003 г. N 01-09/44 и приложения N 1 к указанному постановлению, с целью обеспечения гарантии прав граждан на получение информации по выборам, руководствовалась предоставленным ей в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. правом, доводы заявителей о нарушении их прав избирательной комиссией Республики Коми принятием оспариваемого п. 1 постановления и приложения N 1 к нему от 30 января 2003 г. N 01/09-44 не основаны на законе. Кандидаты, претендующие на роль публичных политиков в представительных органах государственной власти и местного самоуправления Республики Коми, принимают на
себя в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ определенные обязательства по представлению информации о своей частной жизни для широкого круга избирателей с целью формирования осознанного волеизъявления при голосовании за кандидатов.

По указанным выше мотивам несостоятельна и ссылка заявителей на Международную конвенцию об охране личности, принятую Советом Европы в 1981 году, и Указ Президента Российской Федерации N 188 от 6 марта 1997 г., устанавливающие принципы сбора, использования и передачи информации, касающейся персональных данных личности и сведений конфиденциального характера.

Судом правильно указано на то, что определенный избирательной комиссией Республики Коми способ распространения информации о доходах и об имуществе кандидатов через зарегистрированные в Республике Коми печатные средства массовой информации непосредственно закреплен в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и базируется на принципах гласности выборов и гарантированности получения информации о кандидатах наибольшим количеством избирателей в Республике Коми вне зависимости от того, находятся ли они на момент опубликования информации в пределах своего избирательного округа либо же временно пребывают на территории других избирательных округов.

Обоснованно признана несостоятельность ссылки заявителей на то, что установленный избирательной комиссией Республики Коми способ распространения информации создает потенциальную угрозу их личной безопасности, поскольку в Конституции Российской Федерации и соответствующих федеральных законах предусмотрены достаточные меры по обеспечению безопасности всех граждан Российской Федерации и поэтому само по себе распространение информации о частной жизни кандидатов не может считаться обстоятельством, устраняющим возможность их защиты от противоправных посягательств.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации“ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ судом сделан обоснованный вывод, что п. 1 постановления избирательной комиссии Республики Коми “О форме и объеме сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов, подлежащих опубликованию в печати“ и утвержденное им приложение N 1 не могут расцениваться в качестве актов, направленных на незаконное использование и распространение сведений о частной жизни граждан, поэтому Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым оставить решение Верховного Суда Республики Коми от 12 февраля 2003 г. без изменений, а кассационные жалобы С.А.Н. и Г. - без удовлетворения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Коми от 12 февраля 2003 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы Г. и С.А.Н. - без удовлетворения.