Решения и постановления судов

Определение Верховного Суда РФ N КАС03-15 от 06.02.2003 В удовлетворении жалобы о признании ч. 2 п. 6 раздела 3 “Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей“, являющейся приложением к приказу Министра обороны РФ от 27.08.2000 N 450, не соответствующей федеральному законодательству отказано правомерно, поскольку Министр обороны РФ определил размер ежегодной материальной помощи, исходя из денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете, и не допустил нарушения законодательства.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 февраля 2003 г. N КАС03-15

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Кебы Ю.Г.,

Петроченкова А.Я.,

с участием прокурора Пайгина Р.Х.

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 февраля 2003 года гражданское дело по жалобе Л. о признании части 2 пункта 6 раздела 3 “Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей“ (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 года N 450), не соответствующей с момента ее издания пункту 1 статьи 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ и пункту 1 приложения N 3 “Правил оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 года N 524, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2002 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснения представителей Министерства обороны РФ Г. и С., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, поскольку, по их утверждениям, ч. II п. 6 раздела III “Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей“ соответствует действующему законодательству, а размер выплаты материальной помощи в виде двух окладов денежного содержания установлен Министром обороны РФ в пределах тех размеров, которые предусмотрены действующим Федеральным законом “О статусе военнослужащих“ и Постановлением Правительства РФ, и заключение военного прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пайгина Р.Х., предложившего кассационную жалобу оставить без удовлетворения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой с указанными выше требованиями, поскольку полагает, что Министр обороны РФ Приказом от 27 августа 2000 года N 450, утверждая названную выше Инструкцию, грубо нарушил права военнослужащих, установив размер материальной помощи лицам проходящим военную службу по контракту, в виде двух окладов денежного содержания, тогда как п. 1 ст. 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ и п. 1 приложения N 3 приведенных выше Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 года N 524, предусмотрено оказание материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания. По мнению заявителя, Федеральным законом и Постановлением Правительства РФ установлена нижняя граница размера материальной помощи, в то время как приказом Министра обороны РФ установлена ее верхняя граница, что лишает военнослужащих возможности получения, в случае необходимости, материальной помощи в большем размере, чем два оклада денежного содержания. Этим самым нарушаются права военнослужащих, гарантированные пунктами 2, 4 и 5 ст. 3, пунктом 2 ст. 4 и пунктом 2 ст. 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, ст. 55 Конституции РФ и другими нормативными актами.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2002 года жалоба Л. была оставлена без удовлетворения.

В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, заявитель просит о его отмене, поскольку суд не принял во внимание требования ст. 55 и ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 5 ст. 3 Гражданского кодекса РФ, ст. 3 и ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации“, которые регламентируют отмену нормативных актов, противоречащих федеральным законам.

С учетом этих доводов автор кассационной жалобы просит отменить данное судебное решение и удовлетворить заявленное им требование.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.



Из материалов дела усматривается, что Приказ N 450, которым утверждена “Инструкция об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей“, издан Министром обороны РФ во исполнение Постановления Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 524 “Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей“. Пунктом I Правил, утвержденных данным Постановлением (приложение N 3), предусмотрено оказание военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно по их рапорту материальной помощи в размере не менее 2 окладов денежного содержания, что согласуется и с требованиями ст. 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, которым определено, что материальная помощь выплачивается в размере не менее двух окладов денежного содержания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 названного Постановления Правительства Российской Федерации выплаты производятся в пределах денежных средств, предусмотренных на денежное довольствие военнослужащих в составе расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации. Следовательно, Министр обороны Российской Федерации действовал в пределах своей компетенции, в соответствии с вышеназванными Законом и Постановлением Правительства РФ. Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года N 310 “О денежном содержании федеральных государственных служащих“ предписано выделение средств на выплату федеральным государственным служащим материальной помощи в размере двух окладов в расчете на год. Таким образом, Министр обороны Российской Федерации определил размер ежегодной материальной помощи, исходя из денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете, и не допустил нарушения, установленного указанными выше нормативными актами ее предела, поскольку предусмотренный низший размер материальной помощи включает в себя и возможность выплаты ее в размере двух окладов денежного содержания, что не противоречит Федеральному закону “О статусе военнослужащих“ и Постановлению Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 524.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.