Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 01.09.2003 N ГКПИ03-314 Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим (незаконным) пункта 18 “Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 1 сентября 2003 г. N ГКПИ03-314

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

председательствующего -

судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО “Тяжпромарматура“ о признании недействующим (незаконным) п. 18 “Положения о фонде социального страхования“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101, в части слов: (в скобках) “а также суммы пособий... по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных листков нетрудоспособности“ (далее - Положение),

установил:

ОАО “Тяжпромарматура“ обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Положения в части указанных слов не соответствует действующему законодательству РФ и нарушает его имущественные права.

В судебное заседание представитель заявителя не явился. Из поступившей в суд телеграммы следует, что заявитель согласен на рассмотрение дела в отсутствие своего представителя.

Представители Правительства РФ О., Б.В., М., Б.Ю. и А. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что содержащееся в оспариваемом пункте Положения требование соответствует законодательству РФ и поэтому оснований для признания его незаконным не имеется.

Выслушав объяснения представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую
силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 101 было утверждено “Положение о фонде социального страхования РФ“, абзацем 3 пункта 18 которого предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности) к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

По утверждению представителей Правительства РФ, оспариваемый в указанной части пункт Положения фактически воспроизводит действующее положение “Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию“, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 (п. 55), в соответствии с которым расходы по выплате пособий, произведенные с нарушением правил, определяющих право на пособие, размер пособия, порядок установления непрерывного трудового стажа для исчисления и выплаты пособия, или по неправильно оформленным документам, не принимаются к зачету в счет страховых взносов на социальное страхование и относятся за счет предприятия, учреждения, организации.

Содержащееся в оспариваемом пункте Положения требование о необходимости правильного оформления листков нетрудоспособности, являющихся основанием к выплате пособий, закону не противоречит и прав граждан на получение предусмотренных законом пособий, в том числе по беременности и родам, о чем указывает заявитель, не нарушает.

Не нарушает данное требование и прав заявителя, поскольку по общепризнанному правилу любые выплаты должны производиться только на основании правильно оформленных документов.

Эти утверждения представителей Правительства
РФ материалами дела не опровергнуты.

Анализ содержания оспариваемого пункта Положения также не дает суду оснований для вывода о его противоречии законодательству Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, каких-либо предусмотренных ст. 253 ГПК РФ оснований для признания недействующим (незаконным) п. 18 Положения в указанной части не имеется.

Довод заявителя о том, что оспариваемый пункт Положения не соответствует Конституции РФ и федеральным законам, не может быть признан обоснованным.

Согласно ст. 11 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ от 16 июля 1999 г. страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства.

Из содержания ст. 22 этого же Закона следует, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Пунктом 33 Основных условий установлено, что основанием для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Требование о необходимости выдачи листков нетрудоспособности в случае заболевания работников содержится и в ст. 49 “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан“.

В силу пункта 4 Указа Президента РФ от 28 сентября 1993 г. N 1503 “Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации“ сохранен действующий порядок выплат по государственному социальному страхованию и финансирования расходов на эти цели.

Как уже отмечалось выше, порядок выплат по государственному социальному страхованию определен Основными условиями, которыми предусматривается осуществление контроля за выплатами и непринятие к зачету расходов, произведенных по неправильно оформленным документам. Данное положение фактически и воспроизводится в оспариваемом пункте Положения.

Ссылка заявителя на нормы Конституции РФ и, в частности, на ст. 39, не может быть принята во
внимание, поскольку данная норма не устанавливает размер, условия и основания выплаты пособий по беременности и родам, а лишь указывает на наличие гарантии на социальное обеспечение, в том числе в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов, предоставив право на установление соответствующего социального пособия законодателю путем принятия специального закона.

Другие доводы, на которые заявитель ссылается в заявлении, также не могут служить основанием к удовлетворению предъявленного требования.

Кроме того, при разрешении данного дела суд принимает во внимание и то обстоятельство, что допущенные нарушения при оформлении листков нетрудоспособности по беременности и родам, на которые заявитель ссылается в своем заявлении, в результате дополнительной проверки не отнесены к нарушениям, не позволяющим принять расходы по ним к зачету.

В связи с этим Государственное учреждение - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, рассмотрев возражения ОАО “Тяжпромарматура“, вынесло решение от 19 августа 2003 г. о принятии к зачету расходов, произведенных по листкам нетрудоспособности по беременности и родам, отказ в принятии которых к зачету и послужил поводом к обращению заявителя в суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и п. 2 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ОАО “Тяжпромарматура“ о признании недействующим (незаконным) п. 18 “Положения о фонде социального страхования“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101, в части слов: (в скобках) “а также суммы пособий... по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных листков нетрудоспособности“ оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.