Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 10.02.2003 N ГКПИ02-1461 Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействительным пункта 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 10 февраля 2003 г. N ГКПИ02-1461

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего

судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества “Черметимпекс“ о признании недействующим пункта 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206, в части осуществления компенсационных выплат за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы,

установил:

ОАО “Черметимпекс“ обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным п. 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206, в части осуществления компенсационных выплат за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству и нарушают права акционерного общества.

В суде представитель ОАО “Черметимпекс“ З. поддержал заявленные требования и пояснил, что определение Правительством РФ источника финансирования компенсационных выплат отдельным категориям граждан за счет средств, направляемых на оплату труда, противоречит гражданскому законодательству, Федеральному закону “Об акционерных обществах“, законодательству о налогах.

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ М. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица.

Выслушав объяснения представителя заявителя ОАО “Черметимпекс“ З., представителя заинтересованного лица Правительства РФ
М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации“ предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1206 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.

Настоящий Порядок определяет условия назначения, выплаты и источники финансирования ежемесячных компенсационных выплат, установленных с 1 июля 1994 г. Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1110 “О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан“.

Пунктом 20 Порядка установлено, что ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан Указом Президента РФ от 30
мая 1994 г. N 1110 установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей, в том числе матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; Правительству Российской Федерации поручено определить источники финансирования и порядок назначения и выплаты предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа компенсационных выплат.

В пункте 20 Порядка Правительство Российской Федерации определило источник финансирования ежемесячных компенсационных выплат матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком. Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями, организациями.

Представитель Правительства РФ М. пояснила суду, что ежемесячные компенсационные выплаты производятся матерям, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Из фонда заработной платы организация вместо заработной платы выплачивает компенсацию, остаток заработной платы, которую женщина могла бы получить, если бы не была в отпуске по уходу за ребенком, остается в фонде заработной платы организации.

Трудовой кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 февраля 2002 г., в статье 165 устанавливает, что при предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

Законодателем не дан исчерпывающий перечень случаев предоставления гарантий и компенсаций. Они предоставляются работникам также в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 423 Трудового кодекса РФ изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления
Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы заявителя о том, что Правительство РФ незаконно определило источник финансирования компенсационных выплат.

Установление указом Президента РФ компенсационных выплат отдельным категориям граждан и определение высшим исполнительным органом государственной власти источника их финансирования не может рассматриваться как ограничение юридического лица в его правах и неправомерное отчуждение его имущества.

Федеральный закон “Об акционерных обществах“ в статье 2, определяя основные положения об акционерных обществах, предусматривает, что общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

В силу статьи 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, имея гражданские права, соответствующие целям его деятельности, несет также связанные с этой деятельностью обязанности. К таковым обязанностям относятся как уплата налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, так и соблюдение установленных нормативными правовыми актами гарантий и компенсаций работникам.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, заявление ОАО “Черметимпекс“ не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление открытого акционерного общества “Черметимпекс“ о признании недействующим п. 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206, в части осуществления компенсационных выплат за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями и
организациями независимо от их организационно-правовой формы, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ