Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 11.07.2003 N ВКПИ03-48 Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным абзаца 2 пункта 10 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы “Государственные жилищные сертификаты“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.03.2002 N 168.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 11 июля 2003 г. N ВКПИ03-48

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи

Верховного Суда Российской Федерации

генерал-майора юстиции Хомчика В.В.,

при секретаре - капитане юстиции Красовском А.А.,

с участием заявителя Воловика Ю.А.,

представителей ответчика Коченковой А.Б.,

Саркисова А.Р.,

Картуха Д.В.,

Лохина В.В.,

старшего военного прокурора отдела

Главной военной прокуратуры

полковника юстиции Осипова В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина В. о признании незаконным второго абзаца пункта 10 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы “Государственные жилищные сертификаты“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 168 от 19 марта 2002 года,

установила:

В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспаривает положения Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы “Государственные жилищные сертификаты“, в части, предусматривающей для граждан - участников Программы увеличение размера субсидии с учетом права на дополнительную жилую площадь.

При этом он указал, что при оформлении документов на получение жилищного сертификата ему было отказано в расчете субсидии с учетом права дочери на дополнительную жилую площадь в связи с ее заболеванием на основании пункта 10 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.

Заявитель считает, что оспариваемая норма нарушает его право и права членов его семьи на улучшение жилищных условий с учетом очередности и льгот, установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

В частности, В. утверждает, что оспариваемая норма противоречит ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, ст. 39 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, поскольку лишает отдельные категории граждан права на дополнительную жилую площадь при получении жилищного сертификата.

Заявитель В. в судебном заседании полностью подтвердил свои требования и просил удовлетворить его заявление. Представители Правительства Российской Федерации К.А., С., К.Д. и Л. возражали против удовлетворения жалобы В., указав, что Федеральная программа “Государственные жилищные
сертификаты“ и Правила выпуска и погашения сертификатов не регулируют вопросы предоставления жилья военнослужащим на условиях социального найма в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Программа и Правила предусматривают порядок выдачи из средств федерального бюджета субсидий, удостоверяемых сертификатом, предназначенных для покупки жилья за собственные средства с учетом предоставления субсидии в виде сертификата. В соответствии с п. 12 Правил участие в Программе является добровольным, о чем участник Программы дает письменное согласие на участие в ней, то есть гражданин соглашается с условиями предоставления ему субсидий на приобретение жилья. Что же касается ст. 39 Жилищного кодекса РСФСР и ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, то указанные нормы устанавливают право на дополнительную жилплощадь при предоставлении жилья, а не при выдаче субсидий на приобретение жилья, что предусмотрено Программой и Правилами.

Выслушав объяснения заявителя В., представителей Правительства Российской Федерации К.А., С., К.Д. и Л., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Осипова В.Ю., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит жалобу В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 2 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 установлено, что право граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на
условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РСФСР сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь, порядок и условия предоставления которой и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством.

Согласно ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

Таким образом, указанные категории граждан обладают правом на получение дополнительной жилой площади при предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем предоставления им жилья по договору социального найма, но и путем получения безвозмездных субсидий на его приобретение за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем порядок получения субсидий регулируется специальными нормативно-правовыми актами.

Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральная целевая программа “Государственные жилищные сертификаты“ (Постановление Правительства РФ от 20
января 1998 года N 71, в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315 и от 19.03.2002 N 168 с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 года N ПР-1777.

Указом Президента РФ от 28 января 1998 года N 102 Федеральной целевой программе “Государственные жилищные сертификаты“ придан статус президентской программы.

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 года N 168 утверждены Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы “Государственные жилищные сертификаты“ (далее - Правила).

Абзацем вторым пункта 8 Правил определено, что расчетная стоимость жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения (с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения), установленной для семей разной численности, определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, а для граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, - на территории субъекта Российской Федерации по месту получения сертификата.

Абзацем вторым пункта 10 Правил предусмотрено, что для граждан - участников Программы, имеющих в соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ и абзацем третьим статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, право на дополнительную общую площадь жилого помещения, расчет размера субсидии
производится с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. метров.

Согласно пункту 8 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.

На основании соответствующей нормы Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел в звании полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции и выше, а также уволенные со службы в этом звании имеют право на дополнительную жилую площадь или дополнительную комнату. Таким правом обладают также сотрудники органов внутренних дел, имеющие ученые степени или ученые звания. Размеры дополнительной жилой площади или дополнительной комнаты указанным Положением не регламентированы.

Следует согласиться с утверждением заявителя о том, что оспариваемая норма пункта 10 Правил устанавливает возможность учета права на дополнительную жилую площадь при расчете стоимости сертификата только для определенных категорий граждан и позволяет правоприменителю при расчете субсидии не учитывать право военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей на дополнительную площадь по иным основаниям, предусмотренным другими нормативно-правовыми актами.

Что же касается соответствия закону и Конституции Российской
Федерации оспариваемых заявителем норм, то необходимо отметить следующее.

В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы и п. 14 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, принимая соответствующее Постановление, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.

В соответствии с положениями Программы “Государственные жилищные сертификаты“ участие в Программе добровольное, в случае если владелец государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить своей жилищной проблемы в установленные Программой сроки и не воспользовался выделенной ему безвозмездной субсидией, он сохраняет право на улучшение жилищных условий как состоящий в очереди на получение государственного или муниципального жилья.

Таким образом, указанная Программа не исключает возможность решения военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, жилищной проблемы в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, то есть в качестве очередника на получение государственного или муниципального жилья по договору социального найма.

Соглашаясь на участие в Программе, гражданин избирает иной способ реализации права на жилище - путем приобретения или строительства жилья за собственные средства, но с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата.

При этом гражданин никоим образом не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и местоположения жилья и имеет возможность приобретения готового жилья как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием либо без использования собственных или кредитных денежных средств. В случае, если получатель государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить своей
жилищной проблемы и не воспользовался средствами выделенной ему безвозмездной субсидии, он сохраняет право на улучшение жилищных условий как очередник на получение жилья на условиях социального найма. Граждане - участники Программы исключаются из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий только после приобретения жилья по сертификату.

Таким образом, право заявителя В. и членов его семьи на получение дополнительной жилой площади в связи с заболеванием члена семьи может быть реализовано при предоставлении ему жилого помещения на условиях договора социального найма.

Федеральная целевая программа “Государственные жилищные сертификаты“, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71 (с изменениями и дополнениями), а также Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы “Государственные жилищные сертификаты“, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 года N 168 (в частности, п. 10 Правил), изданы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не противоречат ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 39 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и не ограничивают право В. и членов его семьи на получение дополнительной жилой площади иным, кроме получения и реализации жилищного сертификата, способом.

На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что требование В. об оспаривании положений Правил по основаниям, которые указаны в его заявлении, удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 - 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

В. в удовлетворении заявления о признании незаконным, ограничивающим права его семьи
на получение дополнительной площади жилого помещения в связи с заболеванием, абзаца 2 пункта 10 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы “Государственные жилищные сертификаты“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 168 от 19 марта 2002 года, и об обязанности Правительства Российской Федерации изменить указанный абзац пункта 10 Правил, изложив его в редакции: “Для граждан - участников Программы, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами право на дополнительную площадь жилого помещения, расчет размера субсидии производится с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения, установленной федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами“, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.ХОМЧИК