Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 19.11.2003 N ГКПИ03-1223 Об оставлении без удовлетворения заявления о признании не соответствующими законодательству пункта 1 Постановления Правительства РФ от 06.07.1999 N 743 “Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий)“ и Постановления Правительства РФ от 31.07.1998 N 873 “О создании единой системы военной торговли“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2003 г. N ГКПИ03-1223

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи

Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре Б.,

с
участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению государственного предприятия “Военторг-337“ Управления торговли Ленинградского военного округа о признании не соответствующими законодательству пункта 1 Постановления Правительства РФ от 6 июля 1999 г. N 743 “Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий)“ и Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 873 “О создании единой системы военной торговли“,

установил:

государственное предприятие “Военторг-337“ Управления торговли Ленинградского военного округа в лице конкурсного управляющего обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании не соответствующим законодательству пунктов 1 и 3 Постановления Правительства РФ от 6 июля 1999 г. N 743 “Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий)“ и Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 873 “О создании единой системы военной торговли“.

Как указывает заявитель, оспариваемые нормативные правовые акты противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы “Военторга-337“.

В суде представитель заявителя государственного предприятия “Военторг-337“ С. уточнил заявленные требования и пояснил, что “Военторг-337“ оспаривает только пункт 1 Постановления Правительства РФ от 6 июля 1999 г. N 743, которым утвержден устав федерального казенного предприятия “Управление торговли Ленинградского военного округа“. В устав ФКП включено все имущество “Военторга-337“, в результате чего наступило преднамеренное банкротство и ущемлены интересы не только заявителя, но и его кредиторов.

Постановление Правительства РФ “О создании единой системы
военной торговли обжалуется в связи с тем, что во исполнение данного нормативного правового акта издано Постановление Правительства РФ от 6 июля 1999 г. N 743.

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов изданы в пределах компетенции Правительства РФ, соответствуют требованиям законодательства и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Выслушав объяснения представителя государственного предприятия “Военторг-337“ С., представителя заинтересованного лица Правительства РФ В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации“ предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 873 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.2001 N 740, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 14.10.2003 N 625) создана единая система военной торговли Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов Федеральной пограничной службы
Российской Федерации и федеральных органов правительственной связи и информации, федеральных органов государственной охраны и федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, включающая в себя создаваемые на праве оперативного управления государственные унитарные предприятия военной торговли.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 873 “О создании единой системы военной торговли“ Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 июля 1999 г. N 743 образовало государственные унитарные предприятия военной торговли, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия), согласно приложению к настоящему Постановлению, и утвердило их уставы, в том числе устав федерального казенного предприятия “Управление торговли Ленинградского военного округа“.

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ В. пояснил в судебном заседании, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. N 775 “Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли“ (в ред. Указов Президента РФ от 28.03.98 N 297, от 27.03.99 N 385), которым предусмотрено создание единой системы военной торговли Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включающей в себя 14 предприятий военной торговли - государственных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, расположенных в закрытых военных городках и закрытых административно-территориальных образованиях, и о преобразовании остальных предприятий военной торговли в течение 1997 - 1999 годов в открытые акционерные общества, либо о создании открытых акционерных обществ на базе структурных подразделений этих предприятий военной торговли, либо о продаже их имущества путем проведения конкурсов.

Государственное предприятие “Военторг-337“ основано на праве хозяйственного ведения, расположено в пос. Федотово Вологодской области, не являющемся
закрытым военным городком, решения о его преобразовании или ликвидации Правительством РФ не принималось.

Гражданский кодекс РФ в статье 115 предусматривает образование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности по решению Правительства РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Федеральный закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях принят Государственной Думой 11 октября 2002 г. и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью (статья 14 ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“).

Издание высшим исполнительным органом государственной власти постановления об образовании федеральных казенных предприятий, в т.ч. “Управления торговли Ленинградского военного округа“, и утверждение их уставов до принятия Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ не противоречит требованиям гражданского законодательства, и доводы заявителя о нарушении требований статьи 115 ГК РФ при образовании ФКП являются несостоятельными.

Оспариваемые акты официально опубликованы в “Собрании законодательства Российской Федерации“.

Указ Президента РФ “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти“ и Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации“ не требуют при официальном опубликовании актов Правительства РФ воспроизведения подписи Председателя Правительства РФ.

Устав федерального казенного предприятия “Управление торговли Ленинградского военного округа“, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1999 г. N 743, является ненормативным правовым актом. Данный акт заявителем в настоящем судебном заседании не обжалуется, и “Военторг-337“ не лишен возможности обратиться в
суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, если полагает, что имущество предприятия незаконно включено в устав ФКП.

Что касается иных доводов заявителя и несоответствия изданных актов Правительства РФ Закону “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, Федеральному закону “О воинской обязанности и военной службе“, то они не могут быть приняты судом во внимание, т.к. эти нормативные акты по своему содержанию не имеют какого-либо отношения к оспариваемым актам.

Законодательство о гражданском судопроизводстве устанавливает, что суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенного не могут служить основанием для удовлетворения заявления доводы о противоречии пункта 1 Постановления Правительства РФ от 6 июля 1999 г. N 743 другому Постановлению Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. N 1348 “О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения“.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы юридических лиц, заявление государственного предприятия “Военторг-337“ не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление государственного предприятия “Военторг-337“ Управления торговли Ленинградского военного округа о признании не соответствующими законодательству пункта 1 Постановления Правительства РФ от 6 июля 1999 г. N 743 “Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий)“ и Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 873 “О создании единой системы военной торговли“ оставить без удовлетворения.

Решение
может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ