Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.03.2004 N А42-1521/03-21 Суд удовлетворил требования о возмещении убытков, образовавшихся в результате предоставления льготным категориям граждан (инвалидам) скидки по оплате коммунальных услуг, с департамента финансов субъекта РФ, поскольку департамент финансов не исполнил обязанности по планированию в бюджете области достаточных денежных средств на компенсацию указанных льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2004 года Дело N А42-1521/03-21“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Чертилиной З.А., рассмотрев 02.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.11.2003 по делу N А42-1521/03-21 (судья Игнатьева С.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Мурманский морской рыбный порт“ (далее - ФГУП “Мурманский морской рыбный порт“) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Мурманской области (далее - Министерство финансов) о возмещении 445284 руб. 91 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления в период с февраля 2000 по январь 2003 года инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки в размере 50% по оплате коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил размер исковых требований и просил взыскать 424091 руб. 78 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент финансов Мурманской области, Управление финансов администрации города Мурманска, Комитет по социальной защите населения Мурманской области.

Решением от 05.11.2003 иск удовлетворен в полном объеме за счет казны Российской Федерации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Министерство финансов просит решение от 05.11.2003 отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Податель жалобы полагает, что суд неправильно применил статьи 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.



Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ФГУП “Мурманский морской рыбный порт“ в 2000 - 2003 годах при взимании платы за коммунальное обслуживание жилого фонда, в котором проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, предоставляло 50-процентную скидку в соответствии со статьей 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. В связи с этим у истца возникли убытки в размере 445284 руб. 91 коп., что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается. Поскольку понесенные убытки подлежат компенсации, истец обратился в суд с настоящим иском.

Статьей 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предусмотрено, что порядок предоставления льгот определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901, расходы, связанные с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляются в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.

Согласно подпунктам 14 и 15 статьи 5 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.

Из материалов дела усматривается, что льготы предоставлены по федеральному жилищному фонду.

Во исполнение Федеральных законов “О федеральном бюджете на 2001 год“ (приложение 26), “О федеральном бюджете на 2002 год“ (приложение 13) и “О федеральном бюджете на 2003 год“ в составе расходной части бюджета был предусмотрен Фонд компенсаций на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в размере 66168 тыс. руб., 85912 тыс. руб., 49755 тыс. руб. соответственно.

Согласно Порядку предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Закона, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, действие которого продлено на 2002 год, средства федерального бюджета на реализацию этого Закона выделяются в форме субсидий, то есть на условиях долевого финансирования.

В соответствии с пунктом 2 названного Постановления органы исполнительной власти должны обеспечить целевое использование выделенных из Фонда компенсаций средств, а также при необходимости вносить в Министерство финансов Российской Федерации предложения об изменении размеров субсидий и субвенций, выделяемых из указанного фонда, в пределах общего объема выделяемых бюджету субъекта Российской Федерации средств, в том числе предложения о направлении неиспользованной части этих средств на погашение задолженности перед их получателями.



В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что выделенные Мурманской области денежные средства на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ были использованы по целевому назначению, а в случае их недостаточности Департамент финансов Мурманской области обращался с заявками об изменении размера выделяемых денежных средств.

Суд кассационной инстанции считает, что Департамент финансов не исполнил обязанности по планированию в бюджете области достаточных денежных средств на компенсацию льгот инвалидам в части оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Следует отметить неправомерность ссылки суда на нормы гражданского законодательства, поскольку истец обратился в арбитражный суд в связи с обязанностью ответчика компенсировать затраты на оказание услуг. Правовое регулирование компенсационных выплат оказывающим услуги организациям позволяет отнести правоотношения, возникающие между последними и производящими выплаты уполномоченными государством органами, к публичным.

В то же время, учитывая, что Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2000 год“ денежные средства на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ Мурманской области из федерального бюджета не выделялись, суд правомерно признал обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца в этой части.

Данное обстоятельство не оспаривается Министерством финансов Российской Федерации.

Учитывая тяжелое финансовое положение истца, кассационная инстанция считает возможным уменьшить размер государственной пошлины по кассационной жалобе до 1000 руб.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.11.2003 по делу N А42-1521/03-21 отменить в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 377780 руб. 68 коп.

В остальной части решение оставить без изменения.

Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия “Мурманский морской рыбный порт“ в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

КИРИЛЛОВА И.И.

ЧЕРТИЛИНА З.А.