Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N 876п02пр Приговор по делу об убийстве изменен, смягчено назначенное наказание, так как по ст. 62 УК РФ, при наличии смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. “и“ ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств, срок или размер наказания не могут превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строго вида наказания, предусмотренного Особенной частью УК РФ. В связи с этим назначенное по п. “ж“ ч. 2 ст. 105 УК РФ наказание подлежит смягчению.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2003 г. N 876п02пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Меркушова А.Е.

и членов Президиума - Петухова Н.А., Сергеевой Н.Ю., Кузнецова В.В., Каримова М.А., Попова Г.Н., Вячеславова В.К.

рассмотрел уголовное дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на приговор Тюменского областного суда от 20 июля 2000 года, по которому

Ш., <...>, несудимая,

осуждена по ст. 105 ч. 2 п. “ж“ УК РФ к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

Срок наказания исчислен с 20 июля 2000 года с зачетом времени содержания под стражей с 20 февраля 2000 года по 19 июля 2000
года.

По этому же приговору осуждены Д. и Г.Л., в отношении которых протест не приносится.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2000 года приговор суда в отношении Ш. оставлен без изменения.

В протесте поставлен вопрос об изменении состоявшихся судебных решений и смягчении назначенного осужденной Ш. наказания до 7 лет и 6 месяцев лишения свободы.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Бондаренко О.М. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., поддержавшего протест,

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

приговором суда Ш. признана виновной в том, что 14 февраля 2000 года в доме <...> совместно с Д. и при соучастии Г.Л. совершила убийство Г.В.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах: на день убийства Д. сожительствовал с Ш. и они проживали в доме Г.В. и Г.Л. (подсудимой и потерпевшего), поскольку подсудимые Д. и Г.Л. - родные брат и сестра.

Между подсудимыми и потерпевшим сложились неприязненные отношения, поскольку Г.В. не желал, чтобы Д. и Ш. проживали в его доме. Воспользовавшись этим обстоятельством, Г.Л. путем настойчивых уговоров склонила Д. и Ш. к убийству мужа, с которым у нее также сложились неприязненные отношения.

14 февраля 2000 года, во второй половине ночи, когда Г.В. спал дома, пьяный Д. и Ш. убили его: Ш. накрыла потерпевшему лицо подушкой и удерживала ее, а Д. нанес ему 6 ножевых ранений, проникающих в левую половину грудной клетки со сквозным повреждением левого легкого, которые сопровождались массивным внутренним кровотечением и тяжким вредом здоровью и повлекших смерть.

Труп потерпевшего Д. и Ш. в простыне сбросили в заброшенный колодец рядом с домом, где он и был обнаружен.
В доме они, с целью сокрытия следов преступления, смыли следы крови на полу, замаскировали следы крови на матраце, обшив его свежей тканью, а затем Г.Л. совместно с Д. сожгли в печи военный билет и паспорт потерпевшего, а также верхнюю одежду и обувь. После этого Г.Л. обратилась в органы милиции с заявлением о розыске якобы пропавшего без вести мужа и это же она пыталась внушить его родственникам.

Из материалов уголовного дела усматривается, что Ш. осуждена за преступление, совершенное в несовершеннолетнем возрасте.

Судом при назначении наказания в качестве смягчающих обстоятельств признаны активное способствование раскрытию преступления (п. “и“ ч. 1 ст. 61 УК РФ), ее несовершеннолетний возраст и наличие беременности. Обстоятельств, отягчающих наказание, предусмотренных ст. 63 УК РФ, не установлено.

Согласно ст. 62 УК РФ, при наличии смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. “и“ ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строго вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ. В связи с этим назначенное Ш. по п. “ж“ ч. 2 ст. 105 УК РФ наказание подлежит смягчению до 7 лет 6 месяцев лишения свободы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 407 и 408 УПК РФ,

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

приговор Тюменского областного суда от 20 июля 2000 г., определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2000 г. в отношении Ш. изменить, смягчить назначенное ей наказание по п. “ж“ ч. 2 ст. 105 УК РФ до 7 лет 6 месяцев лишения свободы.

В остальной части судебные постановления
в отношении осужденной Ш. оставить без изменения.