Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.12.2003 N Ф04/6435-948/А67-2003 Предприятие правомерно привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку плательщики единого налога на вмененный доход должны уплачивать страховые взносы на указанный вид страхования, так как эти взносы не включены в сумму единого налога на вмененный доход.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 23 декабря 2003 года Дело N Ф04/6435-948/А67-2003

(извлечение)

Муниципальное унитарное предприятие “Северский пищекомбинат“ (далее - МУП “Северский пищекомбинат“) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительными пункта 3 и пункта 4 решения Томского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее - ТРО ФСС) от 09.09.2002 N 6 о привлечении к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Решением Арбитражного суда Томской области от 19.03.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции
от 08.09.2003, в удовлетворении требований МУП “Северский пищекомбинат“ отказано.

В кассационной жалобе МУП “Северский пищекомбинат“, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новое решение - об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу ТРО ФСС не представлен.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, филиалом N 5 ТРО ФСС проведена выездная проверка МУП “Северский пищекомбинат“ по вопросу соблюдения законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По результатам проверки составлен акт N 54н/с от 26.08.2002 и принято решение N 6 от 09.09.2002 о привлечении МУП “Северский пищекомбинат“ на основании статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс) к ответственности за неуплату страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2000 - 2001 годах в результате занижения облагаемой базы в виде штрафа в размере 67373 руб. (пункт 1). Данным решением заявителю предложено перечислить указанную сумму штрафа (пункт 2), а также 33685 руб. недоимки по страховым взносам и 24275 руб. пеней за их несвоевременную уплату (пункт 3). Кроме того, предложено отразить в бухгалтерской отчетности и расчетной ведомости по средствам фонда недоимку по страховым взносам, в т.ч. доначисленные страховые взносы и пени (пункт 4).

Полагая, что данное решение в части взыскания 33685 руб.
взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и 24275 руб. пеней не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, МУП “Северский пищекомбинат“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных МУП “Северский пищекомбинат“ требований, Арбитражный суд Томской области принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы ТРО ФСС.

МУП “Северский пищекомбинат“ является плательщиком единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД). В силу статьи 1 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 31.07.98 N 148-ФЗ (далее - Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ) со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов РФ с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19 - 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“, за исключением платежей, указанных в третьем абзаце данной нормы. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 этого же Закона суммы ЕНВД, уплачиваемые организациями, зачисляются в государственные внебюджетные фонды в размере 25% суммы ЕНВД, в т.ч. в ФСС РФ 3,425%.

Вместе с тем согласно статье 20 и статье 22 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (далее - Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ) средства на осуществление данного вида страхования формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, которые уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование.

Кроме того, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О
введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ предусмотрено, что страхователь - юридическое либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязан вносить в Фонд социального страхования Российской Федерации обязательный платеж на цели страхования. Уплата страховых взносов производится страхователем исходя из тарифа, установленного Федеральным законом от 02.01.2000 N 10-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 г.“. Освобождение какой-либо категории работодателей от уплаты указанных страховых взносов ни Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ, ни Федеральным законом от 02.01.2002 N 10-ФЗ не предусмотрено.

Кроме того, порядок уплаты взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен Федеральными законами “О тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ на 2000 и 2001 годы, то есть уже в период действия Федерального закона “О едином налоге...“, поэтому страховые взносы на указанный вид страхования не включены в сумму ЕНВД.

Ссылки заявителя на статью 5 Федерального закона от 20.11.99 N 197-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости
населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год“, согласно которой плательщики страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, перешедшие на уплату ЕНВД в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ, уплачивают страховые взносы по ставкам и в порядке, установленных названным Федеральным законом, в составе сумм ЕНВД, несостоятельны. Как правильно указал суд первой инстанции, указанное положение распространяется только на те страховые взносы, размер (тарифы) которых установлен Федеральным законом от 20.11.99 N 197-ФЗ.

Следовательно, плательщики ЕНВД должны уплачивать страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зачисляемые в Фонд социального страхования РФ.

Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 08.09.2003 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия “Северский пищекомбинат“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.