Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2004 N А66-5126-03 Поскольку архитектурно-планировочное задание (АПЗ) может быть выдано застройщику только при наличии разработанной и согласованной в установленном порядке градостроительной документации, в частности проекта застройки земельного участка, а материалами дела не подтверждается представление заявителем в местную администрацию такого проекта, суд правомерно заключил, что бездействие администрации, выразившееся в невыдаче АПЗ, не противоречит закону и не нарушает прав заявителя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2004 года Дело N А66-5126-03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Власовой М.Г. и Грачевой И.Л., при участии от предпринимателя Ханина Д.А. его представителя Иванова А.И. (доверенность от 29.07.03), от администрации муниципального образования “Осташков“ Балагаевой Л.А. (доверенность от 27.02.04), рассмотрев 01.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Ф.И.О. на решение от 25.09.03 (судья Рощина С.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 10.12.03 (судьи Белов О.В., Бажан О.М., Потапенко Г.Я.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-5126-03,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Ханин Дмитрий Александрович обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании
незаконным бездействия главного архитектора г. Осташкова и Осташковского района и обязании последнего выдать предпринимателю Ханину Д.А. архитектурно-планировочное задание на строительство следующих объектов недвижимости: жилого дома, бани, гаража, двух теплиц, зерносклада, сенного сарая.

До принятия решения по ходатайству предпринимателя Ханина Д.А. главный архитектор г. Осташкова и Осташковского района был заменен надлежащим заинтересованным лицом - администрацией муниципального образования “Осташков“ (далее - Администрация).

Решением от 25.09.03 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.12.03 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе предприниматель Ханин Д.А. просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Податель жалобы ссылается на то, что обжалуемые судебные акты являются необоснованными и приняты с нарушениями норм материального права, в частности статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации“. Также податель жалобы указывает, что Закон Российской Федерации “Об основах градостроительства в Российской Федерации“ утратил силу в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.

В судебном заседании представитель предпринимателя Ханина Д.А. подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Администрации обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.

Суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в том числе и по доводам подателя кассационной жалобы.

Материалами дела подтверждается следующее.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 69-АА N 339048, выданному 10.02.03 Учреждением юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, предпринимателю Ханину Д.А. принадлежит на праве собственности земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 73000 кв.м, расположенный по адресу: Тверская обл., Осташковский район, Сорожский т/о, дер. Залесье.

Предприниматель Ханин Д.А. обратился в Администрацию с заявлением от 09.06.03 о выдаче ему архитектурно-планировочного задания (далее - АПЗ) на строительство объектов недвижимости на упомянутом земельном участке: жилого дома, бани, гаража, двух теплиц, зерносклада, сенного сарая.

Полагая, что бездействием администрации, не выдавшей ему АПЗ, нарушены его права, предприниматель Ханин Д.А. обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Письмом от 24.07.03 администрация сообщила предпринимателю Ханину Д.А., что для получения АПЗ необходимо предварительно оформить документацию в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации“ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г.) архитектурно-планировочное задание - это комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 этого же закона заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое
лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.

Строительство любого объекта должно вестись с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Согласно пункту 3 статьи 3 упомянутого закона архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства (далее - орган архитектуры и градостроительства), в соответствии с Законом Российской Федерации “Об основах градостроительства в Российской Федерации“. (Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3295-1 “Об основах градостроительства в Российской Федерации“ утратил силу с введением в действие Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ.)

Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком.

Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и другие), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.

Согласно статье 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений разрабатывается на основе градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений и правил застройки по заказу застройщиков или органов местного самоуправления за счет их средств.

Указанная статья закрепляет правило о том, что градостроительная документация о застройке должна соответствовать документации о градостроительном планировании и правилам застройки. Суть этого правила состоит в
том, что проекты планировки, проекты межевания и проекты застройки разрабатываются, во-первых, на основе территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), во-вторых, генеральных планов городских и сельских поселений, в-третьих, проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований и, в-четвертых, правил застройки.

Разрабатывается указанная документация по заказу как самих застройщиков, так и органов местного самоуправления соответственно за их счет.

Как следует из статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проекты застройки разрабатываются для территорий кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений в границах установленных красных линий или границах земельных участков. Проект застройки земельного участка может разрабатываться по инициативе застройщика.

В проектах застройки земельных участков, кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений определяются:

- линии регулирования застройки;

- расположение зданий, строений и сооружений, этажность, тип и другие их характеристики;

- архитектурное решение застройки;

- системы инженерного оборудования, связи и благоустройства, а также условия присоединения указанных систем к сооружениям и коммуникациям систем инженерного оборудования, связи и благоустройства, находящихся за пределами земельных участков, кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений. Проекты застройки, заказчиками которых являются физические и юридические лица, согласовываются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и утверждаются заказчиками.

В соответствии со статьей 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство (документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории) выдается в соответствии с настоящим Кодексом на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки,
и при наличии утвержденной проектной документации. Форма заявления о выдаче разрешения на строительство, порядок и сроки рассмотрения данного заявления, перечень представляемых к рассмотрению материалов, форма разрешения на строительство, порядок введения в действие указанного разрешения и срок его действия, а также порядок обжалования отказа в выдаче разрешения на строительство устанавливаются настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.

Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что архитектурно-планировочное задание может быть выдано застройщику только при наличии разработанной и согласованной в установленном порядке градостроительной документации, в частности проекта застройки земельного участка. Поскольку материалами дела не подтверждается представление предпринимателем Ханиным Д.А. в администрацию муниципального образования проекта застройки земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что бездействие администрации муниципального образования не противоречит закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права заявителя.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.09.03 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.03 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-5126-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя Ф.И.О. - без удовлетворения.

Председательствующий

САПОТКИНА Т.И.

Судьи

ВЛАСОВА М.Г.

ГРАЧЕВА И.Л.