Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.12.2003 N Ф04/6170-1836/А46-2003 Организация правомерно привлечена налоговым органом к ответственности за невыполнение обязанности налогового агента по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, поскольку в проверяемом периоде она перечислила начисленные работникам выплаты, но не выплатила их через кассу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 8 декабря 2003 года Дело N Ф04/6170-1836/А46-2003

(извлечение)

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Омской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества “Акционерная компания энергетики и электрификации “Омскэнерго“, г. Омск (далее - ОАО АК “Омскэнерго“), штрафа в размере 1368527,4 руб. за невыполнение обязанности налогового агента по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц.

По ходатайству заявителя к участию в деле была привлечена Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска, проводившая выездную налоговую проверку ОАО АК “Омскэнерго“.

Решением суда первой инстанции от 08.04.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.10.2003, требования Инспекции удовлетворены.

В кассационной жалобе ОАО АК “Омскэнерго“ просит отменить судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявления Инспекции на том основании, что в нарушение пункта 2 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации акт выездной налоговой проверки не содержит указаний на документальные подтверждения фактов налогового правонарушения. В акте не отражены связанные с выявленным фактом нарушения законодательства о налогах и сборах обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

Материалы проверки не позволяют установить, что размер выплаченных каждому конкретному физическому лицу денежных средств в соответствующий период времени реально позволял произвести удержание налога, исчисленного применительно к доходу, выплаченному в “натуральной“ форме.

Отраженные в акте проверки факты не являются результатом тщательно проведенной проверки и не исключают фактические неточности, не обеспечивают полноту вывода о несоответствии налоговому законодательству совершенного ОАО АК “Омскэнерго“ деяния.

По факту налогового правонарушения нет четкого изложения способа и обстоятельств совершения налогового правонарушения, нет ссылок на первичные бухгалтерские документы либо иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения.

Акт содержит выводы, не основанные на достаточных доказательствах. Факт налогового правонарушения не проверен полностью и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного ОАО АК “Омскэнерго“ правонарушения не основывается на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, на что указывает содержание пункта 7 настоящего акта, свидетельствующее о том, что проверка проводилась выборочным методом, что исключает достоверный вывод о факте совершения правонарушения и доказанности
его совершения.

Кроме того, ОАО АК “Омскэнерго“ утверждает, что требование об уплате налогов, пеней и штрафных санкций по состоянию на 31.05.2002 N 03-09/306, составленное должностными лицами Инспекции по результатам выездной налоговой проверки, не соответствует форме требования об уплате налогов и пеней, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.08.2002 N БГ-3-29/465.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, не соглашаясь с доводами ОАО АК “Омскэнерго“, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления ОАО АК “Омскэнерго“ налога на доходы с физических лиц за период с 01.01.2001 по 31.05.2002 и установлено, что налоговым агентом не удержан налог в сумме 93 руб., а также не перечислен в бюджет удержанный налог в сумме 6841795 руб.

На основании акта проверки N 07-18/8233 ДСП от 26.07.2002 Инспекцией вынесено решение N 03-09/306 от 04.09.2002 о привлечении ОАО АК “Омскэнерго“ к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 18,4 руб. за неуплату налога, подлежащего удержанию и перечислению, штрафа в сумме 1368359 руб. за неперечисление удержанных сумм налога, на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации - штрафа в сумме
150 руб. за непредставление сведений о выплаченных физическим лицам доходах.

Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что из пункта 9.1.1 акта проверки и подписанной главным бухгалтером ОАО АК “Омскэнерго“ справки усматривается, что в проверенном Инспекцией периоде выдача заработной платы в натуральной форме не производилась.

Представленные ОАО АК “Омскэнерго“ первичные документы (ведомости, списки, заявления, договоры, расходные ордера и др.), а также документы бухгалтерского учета (бухгалтерские справки, извещения) свидетельствуют не о представлении благ работнику за счет организации и не о выдаче им платы в натуральной форме, а об осуществлении по просьбе работников удержаний из начисленной в денежном выражении заработной платы, в том числе в счет оплаты питания в столовой, взносов по приобретенным в порядке долевого участия в строительстве квартир, оплаты коммунальных услуг, детских садов, обучения в ВУЗах.

Руководствуясь статьей 2 Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц“ N 1998-1 от 07.12.91, статьями 210 и 211 Налогового кодекса Российской Федерации, обе судебные инстанции пришли к выводу, что первичные документы ОАО АК “Омскэнерго“ не могут свидетельствовать об осуществлении выплат в натуральной форме, которые не связывают налогового агента с обязанностью перечислить в бюджет суммы налога, а возлагают такую обязанность по смыслу подпункта “г“ пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц“ и пункта 5 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации на физических лиц.

Все произведенные предприятием выплаты представляют собой перечисление начисленных работнику, но не выплаченных через кассу денежных средств. Препятствий к наличной выплате денежных средств у предприятия не имелось.

В кассационной жалобе не содержится указаний на не исследованные судебными инстанциями
доказательства, опровергающие выводы судебных актов.

Доводы ОАО АК “Омскэнерго“ о том, что при привлечении к налоговой ответственности налоговым органом в нарушение статей 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации не были соблюдены требования обоснованности акта выездной налоговой проверки и принятого на его основе решения о привлечении предприятия к налоговой ответственности, были всесторонне, полно исследованы судом первой и апелляционной инстанций, и им дана объективная правовая оценка.

С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 08.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 08.10.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 23-666/02 (А-507/03) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.