Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.09.2003 N Ф04/4978-816/А75-2003 по делу N А75-842-А/03 Отказывая в иске о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога на пользователей автомобильных дорог (НПАД), суд пришел к правомерному выводу об обязанности налогоплательщика исчислить и уплатить указанный налог в спорном периоде.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 29 сентября 2003 года Дело N Ф04/4978-816/А75-2003
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Юкорт“ на решение от 16.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 10.06.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-842-А/03 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Юкорт“ к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью “Юкорт“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району N 10/4403 от 24.10.2002 и решения от 24.01.2003 N 03/16 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и доначислении налога, полагая что налог на пользователей автодорог отменен с 01.09.2002 Законом Российской Федерации N 110-ФЗ от 24.07.2002.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 16.04.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 10.06.2003, в удовлетворении заявления отказано. Принимая судебные акты, арбитражный суд исходил из того, что в соответствии с Законом Российской Федерации N 110-ФЗ от 24.07.2002 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ налогоплательщики освобождаются от уплаты налога на пользователей автодорог с 01.01.2003.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью “Юкорт“ просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Заявитель полагает, что судом неправильно применены нормы материального права. Законом Российской Федерации N 110-ФЗ от 24.07.2002 исключен подпункт “М“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, что означает прекращение взимания налога на пользователей автодорог. Для статьи 2 Закона Российской Федерации N 110-ФЗ особый порядок вступления не предусмотрен, соответственно он вступает в силу в общем порядке. Налоговым периодом по налогу на пользователей автодорог является месяц, вывод суда о том, что налоговый период - год необоснован и незаконен. Вывод суда о том, что наличие в Законе Российской Федерации N 110-ФЗ статей 4 и 16 подразумевает освобождение от уплаты налога на пользователей автодорог с 01.01.2003, противоречит нормам налогового законодательства, нарушает права и законные интересы налогоплательщика. Судом не применены положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу от Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району не поступил.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу необоснованной.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью “Юкорт“ обратилось в Инспекцию Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району о возврате излишне уплаченного в октябре 2002 года налога на пользователей автодорог в размере 51880 рублей.
Письмом N 10/4403 от 24.10.2002 налоговый орган отказал обществу в возврате излишне уплаченного налога, сославшись на нормы бюджетного законодательства.
29.10.2002 общество с ограниченной ответственностью “Юкорт“ представило в Инспекцию Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району налоговую декларацию по налогу на пользователей автодорог за 9 месяцев 2002 года, содержащую сведения о начислении налога за 8 месяцев, за исключением налога за сентябрь месяц.
По результатам камеральной налоговой проверки, заместителем руководителя налогового органа было принято 24.10.2002 решение N 03/16 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислен налог на пользователей автодорог за сентябрь 2002 г. в размере 51866 рублей.
Не согласившись с данными ненормативными актами, налогоплательщик обжаловал их в арбитражный суд.
Суд отказал ООО “Юкорт“ в заявленных требованиях, исходя из того, что исключение подпункта “м“ пункта 2 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ с 01.09.2002 не означает отмены налога на пользователей автодорог с 01.09.2002.
Кассационная инстанция находит выводы Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа правомерными.
Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ были внесены изменения в статью 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, согласно которым из перечня федеральных налогов исключены налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 18.10.91 “О дорожных фондах в Российской Федерации“, в число этих налогов входит налог на пользователей автомобильных дорог.
В силу статьи 21 Закона Российской Федерации N 110-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных норм, которые вводятся в действие в ином порядке.
Порядок вступления в силу статьи 2 Закона Российской Федерации N 110-ФЗ специально не оговорен, следовательно, в данном случае следует руководствоваться общим порядком введения в действие актов законодательства о налогах и сборах, который установлен статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации гласит, что акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В письме Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 10.09.2002 N ВГ-6-03/1385 даются разъяснения о порядке применения статьи 2 Закона N 110-ФЗ.
На вступление в силу положений Закона N 110-ФЗ, отменяющих налог на пользователей автомобильных дорог с 01.01.2003, указывает статья 20 Закона N 110-ФЗ, в которой дано поручение Правительству Российской Федерации предусмотреть при подготовке проекта Федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год“ выделение из федерального бюджета субвенций и компенсаций, в связи с отменой с 01.01.2003 налога на пользователей автомобильных дорог.
Соответствующие изменения в Федеральный закон “О федеральном бюджет на 2002 год“ не вносились, до конца финансового 2002 года налог на пользователей автомобильных дорог за 2002 год подлежит уплате в полном объеме.
Кроме этого статья 4 Закона N 110-ФЗ указывает на то, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленные, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Исходя из вышеизложенного, следует, что налог на пользователей автомобильных дорог подлежал исчислению и уплате до 01.01.2003.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства и дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам по делу.
Кассационная инстанция приходит к выводу, что суд первой и апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с этим в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 10.06.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-842-А/03 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Юкорт“ без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.