Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.09.2003 N Ф04/4285-1391/А27-2003 Решение и постановление антимонопольного органа о прекращении нарушения, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке в виде включения в договоры с контрагентами невыгодных условий, признаны незаконными, поскольку условия заключенных договоров были приняты сторонами в процессе урегулирования разногласий, сами договоры не противоречат законодательству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 1 сентября 2003 года Дело N Ф04/4285-1391/А27-2003

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Кузбассэнерго“ (далее - ОАО “Кузбассэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Кемеровскому территориальному управлению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - антимонопольное управление) с заявлением о признании незаконными решения и предписания антимонопольного управления, принятых 10.12.2002, по факту нарушения антимонопольного законодательства путем злоупотребления доминирующим положением на рынке в виде включения в договоры с контрагентами невыгодных условий.

Решением от 17.03.2003 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2003 решение оставлено без изменения.

Принимая
решения, судебные инстанции посчитали возможным применить пункт 10 Постановления Совета Министров СССР от 30.07.88 N 929, не установили факт нарушения ОАО “Кузбассэнерго“ антимонопольного законодательства, указав, что редакция пункта 8.3 договора на энергоснабжение была принята сторонами в результате согласительных процедур, а пункт 5.11 дополнительного соглашения - незаключенным.

В кассационной жалобе антимонопольное управление выражает несогласие с принятыми судебными актами. Указывает, что заявитель злоупотреблял своим доминирующим положением на рынке отпуска электрической энергии, осуществляя попытки навязывания невыгодных условий для контрагентов, тем самым совершил правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“. Считает незаконным применение ОАО “Кузбассэнерго“ подпункта “б“ пункта 10 Постановления Совета Министров СССР от 30.07.88 N 929, так как он противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации. Полагает, что возможность включения пункта 5.11 дополнительного соглашения к договору на электроснабжение может повлечь нарушение процедуры, установленной Порядком прекращения или ограничения подачи электрической, тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов. Просит отменить судебные акты. Ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.

Отзыв на кассационную жалобу антимонопольного управления от ОАО “Кузбассэнерго“ в суд не поступал.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании решения от 10.12.2002 антимонопольное управление в адрес ОАО “Кузбассэнерго“ вынесло предписание от 10.12.2002 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, согласно которому в срок до 25.12.2002 заявителя обязывали прекратить нарушение
пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившееся во включении в договор со своими контрагентами невыгодных условий, привести в соответствие с антимонопольным законодательством пункт 8.3 договора на энергоснабжение от 01.03.2002 N 21э, заключенного с МП “Горэлектросеть“ г. Ленинск-Кузнецкий, от 01.02.2002 N 7э, заключенного с ЗАО “Горэлектросеть“ г. Березовский, а также пункт 5.11 дополнительного соглашения к договору от 07.02.2002 N 153, заключенного с ООО “Яйская райэлектросеть“ п. Яя.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ОАО “Кузбассэнерго“ обратилось в суд.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

Как правильно установлено судебными инстанциями по настоящему делу и подтверждается материалами дела, заявителем не были допущены нарушения антимонопольного законодательства, поскольку условия заключенных договоров были приняты сторонами в процессе урегулирования разногласий, сами договоры не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Доводы, приводимые ответчиком в кассационной жалобе, ранее были предметом полного и всестороннего исследования в суде первой и апелляционной инстанций, которые дали им правильную правовую оценку.

Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

При таких обстоятельствах на основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1074/03-5 оставить без изменения, кассационную жалобу Кемеровского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.