Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.08.2003 N Ф04/4050-1295/А27-2003 Нормативный акт субъекта Российской Федерации, ухудшающий положение налогоплательщиков, не имеет обратной силы, а потому налоговый орган был не вправе, руководствуясь таким нормативным актом, отменять ранее принятое решение о предоставлении налогоплательщику права на реструктуризацию задолженности по налоговым платежам.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 13 августа 2003 года Дело N Ф04/4050-1295/А27-2003
(извлечение)
Открытое акционерное общество “Западно-Сибирский металлургический комбинат“ (далее - ОАО “ЗСМК“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 12.08.2002 N 12, которым отменено решение налогового органа от 31.05.2002 N 25 о предоставлении заявителю права на реструктуризацию задолженности по налогу на пользователей автодорог.
Решением арбитражного суда от 27.05.2003 требования удовлетворены полностью. Арбитражный суд пришел к выводу, что на момент принятия налоговым органом решения о предоставлении права на реструктуризацию задолженности ОАО “ЗСМК“ постановление от 10.04.2002 N 42 являлось действующим, поэтому у налогового органа не было оснований для отмены решения о предоставлении права на реструктуризацию. Вновь изданное постановление Администрации Кемеровской области от 24.07.2002 N 96 вступило в силу с 25.07.2002 и обратной силы не имеет.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое решение - об отказе в удовлетворении требований, указывая, что поскольку постановление Администрации Кемеровской области от 10.04.2002 N 42 было издано как противоречащее федеральному законодательству и впоследствии отменено, то и все последующие акты, изданные на основе данного постановления, также являются незаконными с момента издания таких правовых актов. Кроме того, по мнению налогового органа, администрация не наделена была правом принятия указанного постановления.
Представитель Инспекции поддержал изложенные в жалобе доводы.
Представитель акционерного общества признал их необоснованными, представил письменный отзыв на жалобу.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом и исходя из доводов жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Инспекцией 31.05.2002 в отношении ОАО “ЗСМК“ принято решение N 25 “О реструктуризации кредиторской задолженности по налогу на пользователей автодорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам“ в соответствии с постановлением Администрации Кемеровской области от 10.04.2002 N 42 “О проведении реструктуризации кредиторской задолженности по налогу на пользователей автодорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам по налогу на пользователей автодорог“.
Решением от 26.08.2002 N 12 Инспекция отменила ранее принятое решение N 25 “О предоставлении права на реструктуризацию“. Основанием для принятия такого решения послужило постановление Администрации Кемеровской области от 24.07.2002 N 96 “Об отмене действия постановления Администрации Кемеровской области от 10.04.2002 N 42“.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя о признании недействительным решения налогового органа об отмене права на реструктуризацию задолженности, принял законное и обоснованное решение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Во исполнение данного нормативного правового акта Администрацией Кемеровской области принято постановление от 10.04.2002 N 42 “О проведении реструктуризации кредиторской задолженности по налогу на пользователей автодорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам по налогу на пользователей автодорог“, поэтому кассационная инстанция отклоняет довод заявителя жалобы о том, что Администрация Кемеровской области не наделена была полномочиями по принятию вышеназванного постановления от 10.04.2002.
Постановление Администрации Кемеровской области от 24.07.2002 N 96 “Об отмене действия постановления Администрации Кемеровской области от 10.04.2002 N 42“ вступило в силу 25.07.2002, поэтому арбитражный суд обоснованно указал, что постановление от 24.07.2002 не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Данный вывод суда кассационная инстанция считает убедительным, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.05.2003 по делу N А27-4961/2003-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.