Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.07.2003 N Ф04/3220-875/А46-2003 Взыскав суммы в возмещение расходов авиаперевозчика, связанных с предоставлением инвалидам установленных законом льгот по оплате проезда, суд пришел к правильному выводу, что указанные расходы должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета, так как льготы по оплате проезда установлены федеральным законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 15 июля 2003 года Дело N Ф04/3220-875/А46-2003

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Омской области (ответчик) на решение от 20 мая 2002 г. и постановление апелляционной инстанции от 11 апреля 2003 г. Арбитражного суда Омской области по делу N 2-456/1 (А-920/02) по иску ОАО “Авиакомпания “Омскавиа“ к Министерству финансов Российской Федерации в лице с участием третьих лиц: Комитета финансов и контроля Администрации Омской области, Департамента финансов и экономики
Администрации г. Омска, Главного управления социальной защиты населения Администрации Омской области,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Авиакомпания “Омскавиа“ обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Омской области о взыскании 1920758 рублей 50 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением льгот детям-инвалидам по оплате проезда на воздушных судах истца за период 1998 - 2000 год.

Данное дело в порядке статьи 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выделено определением суда от 21.06.2001 из дела N 2-456/0.

Исковые требования обоснованы ссылкой на Закон Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, статью 106 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.

До принятия решения истец в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил размер исковых требований и просил взыскать 310477 рублей.

В ходе рассмотрения дела истец отказался от иска на сумму 159000 рублей, отказ истца принят судом.

Решением суда от 20.05.2002, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 11.04.2003, иск удовлетворен в сумме 151477 рублей. В остальной части производство по делу прекращено.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Омской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение - об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и норм материального права. По мнению заявителя, данный спор не относится к категории экономических споров, поскольку возник из бюджетных правоотношений, арбитражному суду неподведомственен, а судебные решения нарушают нормы статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По
мнению заявителя, судом неправильно истолкован пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, а вывод суда о том, что истец доказал наличие у него убытков в заявленном размере, не соответствует материалам дела.

В судебном заседании представитель истца считает обжалуемые судебные акты законными и просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив кассационную жалобу, проверив в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебных актов, заслушав представителя истца, кассационная инстанция считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

В течение 1998 - 2000 годов ОАО “Авиакомпания “Омскавиа“ в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, статьей 106 Воздушного кодекса Российской Федерации предоставляла отдельным категориям пассажиров льготы по оплате проезда воздушным транспортом.

В результате предоставления данных услуг ОАО “Авиакомпания “Омскавиа“ понесло убытки за указанный период в виде реального ущерба в размере 310477 рублей, что послужило основанием для обращения с настоящим иском о возмещении убытков.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляются льготы по оплате проезда на междугородных линиях воздушного и других видах транспорта.

Указанным Законом установлено, что расходы, связанные с предоставлением данных льгот, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой и
апелляционной инстанций правомерно исходил из того, что возмещение расходов по оплате проезда воздушным транспортом, связанных с предоставлением установленных соответствующими законами льгот, предусмотрено Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Факт предоставления льгот на основании вышеназванных законов доказан истцом и подтвержден представленными в материалы дела помесячными реестрами лиц, имеющих право на льготы, с указанием реквизитов документов и копиями проездных документов с указанием размера льготы.

Таким образом, арбитражным судом правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют материалам дела. Нарушений судом норм процессуального права при вынесении решения судом кассационной инстанции не установлено.

Исходя из изложенного удовлетворение судом исковых требований следует признать правомерным.

Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих отсутствие либо недостаточное количество бюджетных средств, необходимых на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, а потому и неосновательное взыскание убытков за счет казны Российской Федерации, несостоятельна.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, подтверждающих выделение в 1998 - 2000 годах бюджетных средств Омской области как субъекту Российской Федерации на реализацию вышеназванного Закона в достаточном количестве, ответчик суду не представил.

Все остальные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно со ссылками на нормы права отклонены.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20 мая 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 11 апреля 2003 года Арбитражного суда Омской области по делу N 2-456/1 (А-920/02) оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов
Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Омской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.