Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.07.2003 N Ф04/3175-488/А75-2003 Налогоплательщику отказано в зачете ранее уплаченных им платежей за загрязнение окружающей среды, поскольку их ставки были установлены постановлением Правительства РФ в пределах имеющейся компетенции и в соответствии с действовавшим законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 9 июля 2003 года Дело N Ф04/3175-488/А75-2003

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“ (далее - ОАО “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа (далее - Инспекция МНС), выразившегося в отказе произвести зачет сумм излишне уплаченных платежей за загрязнение окружающей природной среды (далее - ОПС) в размере 4947845,61 руб. и обязании произвести зачет указанной суммы в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых
и налогу на имущество, зачисляемых в бюджеты всех уровней.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07.02.2003 в удовлетворении требований ОАО “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“ отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.

В кассационной жалобе ОАО “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит отменить вынесенное решение и принять новое - об удовлетворении его требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель ОАО “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просил отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 16.08.2002 ОАО “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“ обратилось в Инспекцию МНС с заявлением о зачете в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на имущество, зачисляемых в бюджеты всех уровней, ранее излишне уплаченных за период 1999 - 2002 годы платежей за загрязнение ОПС в размере 4947845,61 руб.

Обращаясь с данным заявлением, ОАО “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“ исходило из того, что решением Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 Постановление Правительства РФ N 632 от 28.08.92 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“, которым оно руководствовалось при исчислении и уплате платежей за
загрязнение ОПС в спорный период, признано незаконным.

Инспекция МНС письмом от 30.08.2002 N 12/5506 отказала в удовлетворении заявления о проведении зачета. Считая, что данное бездействие должностных лиц Инспекции МНС противоречит положениям Налогового кодекса РФ и нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая ОАО “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“ в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правильно применил нормы права.

Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы ОАО “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“, которые сводятся к тому, что ставки платежей за загрязнение окружающей природной среды в надлежащем порядке не установлены и с учетом положений статьи 3 Налогового кодекса РФ на налогоплательщика не может быть возложена обязанность по уплате сборов за загрязнение окружающей природной среды, что, в свою очередь, означает: при отсутствии законных оснований обществом было излишне уплачено в бюджет 4947845,61 руб.

Арбитражный суд первой инстанции правомерно сослался на Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000, в котором указано, что решение суда общей юрисдикции, которым нормативный акт признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением недействительности нормативного акта, его отмены самим судом, тем более, лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению. Как любое судебное решение, оно обязательно к исполнению всеми субъектами, которых оно касается. Лишение нормативного акта юридической силы с момента издания возможно только по решению самого законодательного органа, издавшего нормативный акт, или в предусмотренном Конституцией РФ порядке конституционного судопроизводства.

Исходя из изложенного следует, что решение Верховного Суда РФ от 28.03.2002 о признании незаконным Постановления Правительства
РФ от 28.08.92 N 632 вступившее в законную силу 04.06.2002 и с этого момента не может применяться.

Что же касается довода ОАО “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“ о том, что ставки платы за загрязнение окружающей природной среды устанавливались не самим Правительством, а его структурными подразделениями, то они не могут быть приняты, поскольку статьей 6 Закона РСФСР от 19.12.91 “Об охране окружающей природной среды“ к компетенции Правительства РФ было отнесено установление порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Во исполнение указанного Закона Постановлением Правительства РФ N 632 от 28.08.92 был утвержден Порядок платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Поэтому ставки платы за загрязнение окружающей природной среды устанавливались в соответствии с действовавшим законодательством.

Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.

При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за подачу кассационной жалобы, относятся на ОАО “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07.02.2003 по делу N А75-2111-А/02-233-А/03 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.