Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.2003 N Ф04/3166-434/А67-2003 Взыскание недоимок и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в соответствии с действующим законодательством может осуществляться только органами Пенсионного фонда РФ и только в судебном порядке, так как такие взносы не подпадают под определение налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 7 июля 2003 года Дело N Ф04/3166-434/А67-2003

(извлечение)

Строительно-промышленное открытое акционерное общество “Химстрой“ (далее - СП ОАО “Химстрой“) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по закрытому административно-территориальному образованию Северск (далее - Инспекция МНС) от 18.11.2002 N 155 о взыскании недоимки и пеней по взносам на обязательное пенсионное страхование за счет имущества налогоплательщика-организации.

Решением Арбитражного суда Томской области от 31.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 26.03.2003, в
удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе СП ОАО “Химстрой“, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новое решение - о признании постановления Инспекции МНС от 18.11.2002 N 155 недействительным, указав, что налоговый орган не наделен полномочиями по бесспорному взысканию указанных платежей.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция МНС не соглашается с доводами кассационной жалобы СП ОАО “Химстрой“, полагая, что судом правильно применены нормы права и оснований для их отмены нет.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, 18.11.2002 Инспекцией МНС вынесено постановление N 155 о взыскании в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) недоимки и пеней по взносам на обязательное пенсионное страхование за счет имущества налогоплательщика - СП ОАО “Химстрой“, которое было направлено в службу судебных приставов для исполнения.

Считая, что вынесением данного незаконного ненормативного акта были нарушены права свободно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, СП ОАО “Химстрой“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая СП ОАО “Химстрой“ в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд ошибочно пришел к выводу о том, что право взыскания недоимки в судебном порядке органами Пенсионного фонда РФ, закрепленное в пункте 2 статьи 25 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ от 15.12.2001 N 167-ФЗ
(далее - ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ), не исключает обязанности осуществления налоговыми органами контроля в пределах установленных законодательством о налогах и сборах полномочий, в т.ч. путем обращения взыскания недоимки и пеней по страховым взносам за счет имущества налогоплательщика.

Кассационная инстанция считает, что вывод суда о том, что налоговый орган наделен полномочиями по бесспорному взысканию недоимки и пеней по платежам на обязательное пенсионное страхование, не основан на законе.

Исходя из Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и принятого 31.12.2001 Федерального закона N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах“ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога.

Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд РФ, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.

Согласно статье 3 Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ.

Порядок уплаты и принудительного взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ, в соответствии со статьей 2 которого правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное
не предусмотрено настоящим Законом.

Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ установлено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ.

В то же время в силу пункта 2 статьи 25 взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Из смысла пункта 2 статьи 25 указанного Закона следует, что законодатель установил только судебный порядок взыскания недоимки и пеней, наделив этими полномочиями только Пенсионный фонд, исключив их взыскание в бесспорном порядке.

Согласно статье 9 Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2000 “О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах“ налоговые органы уполномочены проводить мероприятия налогового контроля, в т.ч. по взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Однако данные правомочия налоговых органов ограничены, осуществлять указанные мероприятия они могут только в отношении сумм недоимки, пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2001, а также в отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса).

Материалы дела свидетельствуют о том, что взыскиваемая недоимка образовалась в результате неуплаты СП ОАО “Химстрой“ накопительной части взносов в Пенсионный фонд РФ, не включенных в состав единого социального налога, за III квартал 2002 года.

Следовательно, при отсутствии у СП ОАО “Химстрой“ денежных средств взыскание недоимки по страховым взносам и пеней за их несвоевременную уплату должно осуществляться органами Пенсионного фонда РФ за
счет иного имущества плательщика взносов только в судебном порядке.

Довод апелляционной инстанции о том, что неправомочность налоговых органов по бесспорному взысканию рассматриваемых платежей не была основанием для признания ненормативного акта недействительным в заявлении и не заявлялась в суде первой инстанции, кассационной инстанцией не принимается.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, признается судом недействительным.

Поэтому независимо от того, было указано в заявлении о несоответствии ненормативного акта конкретному закону или нет, суд проверяет его соответствие действующему законодательству в полном объеме.

При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

В материалах дела имеется достаточно доказательств для принятия кассационной инстанцией нового решения по существу спора.

Государственная пошлина, уплаченная СП ОАО “Химстрой“ по настоящему делу, подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Кассационную жалобу строительно-промышленного открытого акционерного общества “Химстрой“ удовлетворить.

Решение от 31.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.03.2003 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-261/03 отменить.

Принять новое решение. Признать постановление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по закрытому административно-территориальному образованию Северск от 18.11.2002 N 155 о взыскании налога за счет имущества строительно-промышленного открытого акционерного общества “Химстрой“ недействительным (не соответствующим пункту 2 статьи 25 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

Возвратить строительно-промышленному открытому акционерному обществу “Химстрой“ из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по настоящему делу, в сумме 2000 (две тысячи) рублей. Выдать справку на возврат
госпошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.