Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2003 N Ф04/2978-864/А27-2003 Поскольку плата за загрязнение окружающей среды, в том числе за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ, является законно установленным фискальным платежом, то контроль за ее уплатой осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 2 июля 2003 года Дело N Ф04/2978-864/А27-2003

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “СП Карбо-КХ“ г. Кемерово (далее - ООО “СП Карбо-КХ“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) от 16.12.2002 N 703 в части требования по уплате платы за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещения отходов в размере 2298512 руб. и пеней за несвоевременную уплату налогов в размере 856122 руб.

Решением от 27.01.2003,
оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.04.2003, требование ООО “СП Карбо-КХ“ удовлетворено.

Удовлетворяя требование ООО “СП Карбо-КХ“, судебные инстанции исходили из того, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству, к данным правоотношениям не применяется налоговое законодательство, в том числе в части представления налоговым органам контролирующих функций.

В кассационной жалобе налоговая инспекция считает, что выводы, изложенные в решении и постановлении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение. Заявитель жалобы полагает, что согласно действующему законодательству о налогах и сборах контроль за поступлением платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещением отходов, направляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами.

Отзыв на кассационную жалобу ООО “СП Карбо-КХ“ в суд не представлен.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявления ООО “СП Карбо-КХ“.

Представитель ООО “СП Карбо-КХ“ в судебное заседание не явился, сторона о дне слушания извещена надлежащим образом.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО “СП Карбо-КХ“, в ходе которой установлена неполная уплата платы за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов в размере 2298512 руб., за несвоевременную уплату начислены пени в размере 856122 руб.

Оспариваемым решением ООО
“СП Карбо-КХ“ предложено уплатить в бюджет плату за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и пени в установленный срок.

Полагая, что решение налоговой инспекции противоречит налоговому законодательству, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из отсутствия у налоговой инспекции функций по контролю за поступлением в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов.

Данный вывод является ошибочным по следующим основаниям.

Согласно подпункту “и“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.

В соответствии со сформулированными Конституционным Судом Российской Федерации правовыми позициями в определении от 10.12.2002 N 284-О обязательный индивидуально-возмездный федеральный платеж - это платеж, внесение которого является одним из условий совершения государственными органами определенных действий в отношении плательщиков (в том числе предоставление определенных прав или выдача разрешений) и который предназначен для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти, т.е. носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

Плата за загрязнение окружающей среды исходя из ее общих элементов, закрепленных Законом РСФСР от 19.12.91 “Об охране окружающей природной среды“, Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“, относится к вышеназванным платежам.

Изложенное свидетельствует о том, что платежи за загрязнение окружающей среды не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, как он определен
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 ноября 1997 года, и, следовательно, не включаются в систему налогов, которая согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации подлежит установлению федеральным законом.

Указанные платежи, принимая во внимание вышеизложенную позицию, должны рассматриваться как законно установленные в смысле статьи 57 Конституции Российской Федерации не только в том случае, когда ставки платежей предусмотрены непосредственно федеральным законом, но при определенных условиях и тогда, когда такие ставки на основании закона устанавливаются Правительством Российской Федерации, что вытекает и из требований статей 57, 71 (пункт “з“), 75 (часть 3) и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи со статьями 114 и 115.

Данный порядок согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О не противоречит действующему налоговому законодательству в части взимания налогов и сборов, установленных статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации, но не введенных в действие, к каковым относятся федеральные налоги и сборы в сфере природопользования, следовательно, сохраняется прежний порядок взимания указанных платежей.

Таким образом, плата за загрязнение окружающей природной среды, в частности за сверхнормативные сбросы вредных веществ, является законно установленным платежом в федеральный бюджет, следовательно, контроль за поступлением указанных платежей осуществляется налоговой инспекцией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, состоявшиеся судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ООО “СП Карбо-КХ“.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27.01.2003 и
постановление апелляционной инстанции от 03.04.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-217/2003-6 отменить. Принять новое решение.

В удовлетворении заявления ООО “СП Карбо-КХ“ г. Кемерово о признании недействительным решения ИМНС РФ по г. Кемерово от 16.12.2002 N 703 отказать.

Взыскать с ООО “СП Карбо-КХ“ г. Кемерово государственную пошлину в размере 2000 руб. в доход федерального бюджета.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.