Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2003 N Ф04/3047-404/А67-2003 Нарушение налогоплательщиком срока представления деклараций по сбору за уборку территории не влечет ответственности, если ко дню рассмотрения судом спора о взыскании с налогоплательщика штрафа за нарушение данного срока нормативный акт, устанавливавший порядок взимания указанного сбора, был признан не соответствующим закону и недействующим.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 30 июня 2003 года Дело N Ф04/3047-404/А67-2003

(извлечение)

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Томску (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия “Томский радиотехнический завод“, г. Томск (далее - предприятие), налоговых санкций в сумме 22497,96 руб. по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за непредставление налоговых деклараций и иных документов, предусмотренных Кодексом, за II квартал 2002 года.

Решением арбитражного суда от
25.03.2003 заявление инспекции удовлетворено частично: с предприятия с применением пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ взыскан штраф за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль в сумме 25 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано, поскольку на момент подачи инспекцией заявления о взыскании налоговых санкций отсутствовали правовые основания для взыскания штрафа за несвоевременное представление декларации по сбору за уборку территории: Положение о порядке взимания в бюджет сбора за уборку территории, утвержденное решением Томской городской Думы от 13.02.2002 N 120 (далее - Положение), признано решением Арбитражного суда Томской области от 10.12.2002 по делу N А67-8293 не соответствующим Налоговому кодексу РФ и не действующим полностью. Кроме того, судом установлено, что предприятие направило в инспекцию документы отчетности в последний день срока - 30.07.2002 - и подтвердило данное обстоятельство документально.

В апелляционной инстанции арбитражного суда дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение в части отказа во взыскании налоговых санкций в размере 5730 руб. по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление в налоговый орган декларации по сбору за уборку территории за II квартал 2002 г. и принять решение о взыскании налоговых санкций. Заявитель указывает, что до 10.12.2002 - момента вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании недействующим Положения - у налогоплательщика существовала обязанность по уплате данного сбора и представлению декларации.

Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.

Проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения арбитражного суда.

Из материалов дела
усматривается, что решением N 1027/4-38К от 24.09.2002 инспекция по результатам камеральной проверки привлекла предприятие к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в сумме 22347,96 руб. за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль и расчета налога на имущество по месту нахождения организации за I полугодие 2002 г., декларации по налогу на пользователей автодорог, расчета сбора на нужды образовательных учреждений, декларации по целевому сбору за уборку территории за II квартал 2002 г., расчета по целевому сбору, удержанному с физических лиц, бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (форма N 2) за II квартал 2002 г. Поскольку налоговые санкции добровольно не уплачены в указанный в решении срок - 26.10.2002, инспекция 27.01.2003 обратилась в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.

Решение суда оспаривается в части отказа во взыскании штрафа за несвоевременное представление декларации по сбору за уборку территории за II квартал 2002 г.

Судом установлено, что на момент предъявления заявления о взыскании налоговых санкций Положение о порядке взимания в бюджет сбора за уборку территории, утвержденное решением Томской городской Думы от 13.02.2002 N 120, служившее основанием для уплаты сбора, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Томской области от 10.12.2002 по делу N А67-8293/02 признано не соответствующим Налоговому кодексу РФ и не действующим полностью.

Согласно части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшим оспариваемый акт, в
соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Следовательно, исходя из общего смысла приведенных выше законодательных актов налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за нарушение, предусмотренное нормативным актом, который на момент рассмотрения спора в суде признан незаконным и недействующим, о чем правомерно указано в решении арбитражного суда.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по изложенному выше основанию.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Томской области от 25.03.2003 по делу N А67-1131/03 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Томску - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.