Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2003 N Ф04/2772-793/А27-2003 Поскольку с начала спорного периода налог на пользователей автодорог полностью подлежал зачислению в территориальный дорожный фонд, а законом субъекта РФ срок его уплаты не был установлен, то налоговый орган не имел права начислять пени за несвоевременную уплату данного налога при условии, что в течение спорного периода он все же был уплачен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 23 июня 2003 года Дело N Ф04/2772-793/А27-2003

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Центральная обогатительная фабрика“ (далее - ОАО “ЦОФ“) “Кузбасская“, г. Междуреченск, обратилось к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Междуреченску с иском в Арбитражный суд Кемеровской области о признании незаконными действий налогового органа по начислению пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог за период с 01.01.2001.

Решением от 04.02.2003 первой инстанции Арбитражного суда Кемеровской области действия Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Междуреченску по начислению ОАО “ЦОФ
“Кузбасская“ пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог после 01.01.2001 признаны незаконными, не соответствующими налоговому законодательству.

Суд мотивировал данный вывод тем, что в силу статей 57 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисление пеней возможно лишь с нарушением срока уплаты налога, но не с истечением налогового периода.

Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог территориальным законодательством не предусмотрен, в связи с чем у налогового органа отсутствовали законные основания для начисления пеней на суммы, которые учитываются им в качестве недоимки по налогу за 2001 - 2002 годы.

В апелляционную инстанцию решение сторонами не обжаловалось.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшееся по делу решение и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований ОАО “ЦОФ “Кузбасская“.

По мнению заявителя, суд не учел того, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах Российской Федерации“ сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Закон Кемеровской области N 8-ОЗ от 27.06.2000 “О дорожном фонде в Кемеровской области“ срок уплаты данного налога не устанавливает. Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог был определен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.92 “Об утверждении порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации“ ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Действие данного Постановления было приостановлено с 01.01.2001 по 31.12.2002. На основании статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации при отсутствии прямого указания о налоговом периоде в законодательном акте налоговым периодом признается календарный год. Исходя из положений статьи 57 Налогового кодекса Российской
Федерации при уплате налога с нарушением срока налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “ЦОФ “Кузбасская“ просит оставить решение суда по делу без изменения, т.к. с 01.01.2001 суммы налога на пользователей автомобильных дорог полностью начисляются в территориальный дорожный фонд Кемеровской области. Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации и срок уплаты налога до 15 числа за прошедший месяц не распространяется на порядок образования и использования средств, поскольку срок уплаты этого налога в территориальный фонд не установлен законодательными актами Кемеровской области.

Заслушав представителя истца, просившего оставить без изменения решение суда первой инстанции и подтвердившего факт уплаты налога в 2000 - 2002 годах, пеней по 2000 год включительно, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта по делу.

Материалами дела установлено, что решением N 1080 от 05.12.2002 Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Междуреченску обратила взыскание на денежные средства ОАО “ЦОФ “Кузбасская“, находящиеся на расчетных счетах в банках, в размере пеней 3636966 руб. 88 коп. за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог.

Не согласившись с принятым решением Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Междуреченску, ОАО “ЦОФ “Кузбасская“ обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Суд первой инстанции действия налогового органа по начислению ОАО “ЦОФ “Кузбасская“ пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в период начиная с 01.01.2001 признал незаконными, как не соответствующие
налоговому законодательству.

Судом установлено, что в оспариваемом решении налогового органа указаны пени, начисленные на недоимку по налогу на пользователей автомобильных дорог, возникшую в 2001 - 2002 годах.

Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом “М“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в РФ“ и является федеральным налогом.

Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.

Согласно статье 5 Закона “О дорожных фондах“ порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом РФ - Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации “О дорожных фондах РФ“ налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в РФ“ от 18.10.91 N 1759-1 налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды.

С 1 января 2001 года вступил в силу Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“. Статьей 4 названного Закона внесены изменения в пункт 2 статьи 5 Закона о дорожных фондах, согласно которым сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды.

В соответствии с Законом Российской Федерации “О федеральном
бюджете на 2001 год“ действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено на 2001 и 2002 годы.

Статьей 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ от 18.10.91 N 1759-1 предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.

В Законе Кемеровской области от 27.06.95 N 8-ОЗ “О дорожном фонде Кемеровской области“ сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не были установлены.

С учетом анализа материалов дела и норм права суд первой инстанции пришел к выводу, что у налоговой инспекции не было оснований для начисления пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в 2001 - 2002 годах при условии, что уплата налога истцом в 2001 - 2002 годах проведена, что подтвердил в судебном заседании представитель истца, а недоимки по итогам 2000 года не было (протокол судебного заседания, л. д. 34).

Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства и дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам по делу.

В связи с этим в удовлетворении кассационной жалобы отказано.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 04.02.2003 первой инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-496/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу со дня его принятия.