Решения и определения судов

Письмо ВАС РФ от 25.08.2006 N С1-7/ОМП-886 “О порядке взыскания с организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, денежных средств в бюджет Российской Федерации на основании решений арбитражных судов Российской Федерации

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 августа 2006 г. N С1-7/ОМП-886

О ПОРЯДКЕ ВЗЫСКАНИЯ С ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ

НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

В БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЙ

АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с неоднократными обращениями арбитражных судов Российской Федерации за разъяснением особенностей применения порядка взыскания денежных средств в бюджет Российской Федерации, установленного Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерацией и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17.01.2001, направляются для использования в практической работе разъяснения по вопросу о порядке взыскания денежных средств в бюджет Российской Федерации на основании решений арбитражных судов Российской Федерации с
организаций, находящихся на территории Республики Беларусь.

А.А.ИВАНОВ



Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ ВЗЫСКАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

В БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЙ

АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОРГАНИЗАЦИЙ,

НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В Высший Арбитражный Суд Российской Федерации поступило письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в котором обращается внимание на типичную ситуацию ненадлежащего обращения о взыскании денежных средств в бюджет Российской Федерации с организаций, находящихся на территории Республики Беларусь.

Указанное письмо, а также обращения арбитражных судов Российской Федерации, поступающие в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, свидетельствуют о необходимости разъяснения порядка взыскания денежных средств в доход бюджета Российской Федерации с организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, урегулированного Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17.01.2001.

Анализ поступающей из арбитражных судов информации показывает, что в случае, когда необходимо произвести взыскание денежных средств в бюджет Российской Федерации и должник находится на территории Республики Беларусь, суды руководствуются частью 3 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражные суды указывают в исполнительном листе в качестве взыскателя налоговые органы Республики Беларусь и направляют исполнительные листы в их адрес для обращения взыскания. Взыскание денежных средств в казну Российской Федерации в указанном порядке оказывается невозможным ввиду отсутствия у налоговых органов Республики Беларусь полномочий действовать от имени казны Российской Федерации.

Во избежание повторения таких ситуаций при выдаче исполнительных листов арбитражным судам Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее.

В случаях, когда должник находится на территории иностранного государства, подлежат применению специальные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующие исполнение решений по делам с участием
иностранных лиц.

Согласно части 1 статьи 253 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражными судами по правилам, установленным Кодексом, если иное не предусмотрено главой 33 Кодекса “Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц“ или международным договором.

Особенности исполнения судебных актов в отношениях с Республикой Беларусь определены Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17.01.2001. В силу статьи 1 Соглашения судебные акты компетентных судов Сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства, на основании исполнительных документов судов, принявших решения. То есть при исполнении судебных актов судов Российской Федерации на территории Республики Беларусь применяется законодательство об исполнительном производстве Республики Беларусь. Статья 3 Соглашения устанавливает специальную норму, касающуюся взыскания денежных средств, описывает порядок такого взыскания непосредственно с банковского счета должника или через судебного исполнителя.

Надлежащим взыскателем в исполнительном производстве при взыскании денежных средств в доход бюджета Российской Федерации являются налоговые и иные государственные органы Российской Федерации, уполномоченные законодательством Российской Федерации осуществлять взыскание денежных средств в зависимости от вида платежа. Так, согласно статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия, поэтому надлежащим взыскателем при взыскании государственной пошлины в бюджет Российской Федерации являются налоговые органы Российской Федерации по месту нахождения судебного органа, в том числе при исполнении судебных актов за рубежом.

При этом судам необходимо учитывать, что часть 3 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится в разделе
VII “Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов“, регламентирующем порядок исполнения судебных актов на территории Российской Федерации, и применяется с учетом положений части 1 статьи 253, то есть если иное не установлено международным договором Российской Федерации. Под налоговым органом в статье 319 понимаются налоговые органы Российской Федерации, поскольку именно они уполномочены законодательством Российской Федерации осуществлять деятельность по сбору средств в бюджет Российской Федерации (статья 30 Налогового кодекса Российской Федерации). Поэтому налоговые органы могут действовать от имени Российской Федерации в случаях взыскания денежных средств с организаций, находящихся как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.

Следовательно, при исполнении актов российских арбитражных судов в иностранных государствах налоговыми органами и иными государственными органами по месту нахождения должника не следует считать налоговые органы иностранных государств, которые не уполномочены действовать от имени Российской Федерации, и указывать их в качестве взыскателя.

Отдел международного права

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации