Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 23.05.2006 N 152-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Закрытого акционерного общества “Татойлгаз“ на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 3 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 мая 2006 г. N 152-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ

К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО

ОБЩЕСТВА “ТАТОЙЛГАЗ“ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

И СВОБОД ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию ЗАО “Татойлгаз“ вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ЗАО “Татойлгаз“ оспаривает конституционность пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 29 мая 2002 года “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, которым статья 13 Федерального закона от 8 августа 2001 года “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации“ дополнена абзацем, согласно которому в отношении полезных ископаемых, добытых до 1 января 2002 года, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до 1 января 2002 года, независимо от даты поступления денежных средств за реализованную продукцию.

Как следует из представленных материалов, решением межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан от 30 апреля 2004 года ЗАО “Татойлгаз“ привлечено к ответственности за неполную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по нефти, добытой до 1 января 2002 года и реализованной после этой даты. Налоговый орган, позицию которого поддержали арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, посчитал, что налогоплательщик неправомерно исчислял сумму подлежащих уплате отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - исходя из средней стоимости нефти, сложившейся в периоде добычи, а не из стоимости реализованного товарного продукта.

По мнению заявителя, оспариваемая норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 9 (часть 1) и 57, поскольку, изменяя ранее действовавший порядок исчисления и уплаты отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, ухудшает положение налогоплательщиков, при том что имеется неопределенность относительно существенных элементов данного вида обязательных платежей.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ ранее уведомлял заявителя о том, что данная жалоба не соответствует требованиям названного Федерального конституционного закона.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив материалы, представленные ЗАО “Татойлгаз“, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (пункт “з“ пункта 1 статьи 19) были отнесены к федеральным налогам. Согласно статье 44 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года “О недрах“ (утратила силу с 1 января 2002 года) пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых. Федеральным законом от 30 декабря 1995 года “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“ (утратил силу с 1 января 2002 года) были установлены ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.

Нарушение конституционных прав оспариваемой нормой заявитель главным образом связывает с тем, что сроки уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы законодательными актами не установлены, а также с тем, что в законодательстве имеются противоречия относительно объекта обложения и периодов, за которые должен производиться расчет отчислений.

Между тем оспариваемая норма носит отсылочный, а в связи с отменой указанных
отчислений с 1 января 2002 года - и переходный характер, элементы обложения отчислениями на воспроизводство минерально-сырьевой базы непосредственно не устанавливает, прежний порядок исчисления и уплаты отчислений, действовавший до указанной даты, для заявителя не изменяет и, следовательно, сама по себе не может рассматриваться как нарушающая его конституционные права. Проверка же правильности применения налоговыми органами и арбитражными судами законодательства об отчислениях на воспроизводство минерально-сырьевой базы в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, не входит.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества “Татойлгаз“, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, а также поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ