Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.12.2006 N Ф04-8423/2006(29435-А03-23) по делу N А03-3317/06-26 Розничная торговля автомобильными аптечками не является фармацевтической деятельностью, а относится к деятельности по распространению изделий медицинского назначения, и для осуществления указанной торговли не требуется наличие лицензии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2006 года Дело N Ф04-8423/2006(29435-А03-23)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Алтайского края на решение от 11.04.2006 Арбитражного суда Алтайского края и постановление апелляционной инстанции от 19.07.2006 по делу N А03-3317/06-26 по заявлению прокурора г. Бийска к предпринимателю Ф.И.О.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Бийска обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении предпринимателя Яркова А.Р. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда первой инстанции от 11.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.07.2006, в удовлетворении заявления прокуратуры отказано.

В
кассационной жалобе прокуратура, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит отменить судебные акты, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

По мнению заявителя, предприниматель Ярков А.Р. подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку осуществлял торговлю автомобильными аптечками без специального разрешения (лицензии).

В дополнениях к кассационной жалобе прокуратура указывает на то обстоятельство, что продажа автомобильных аптечек без лицензии на фармацевтическую деятельность создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В судебном заседании представитель прокуратуры поддержала доводы кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, прокуратурой в ходе проведения выездной проверки в магазине автозапчастей “Чуйский“, расположенном по адресу: г. Бийск, ул. Шишкова, д. 29 “а“, установлена розничная продажа предпринимателем Ярковым А.Р. автомобильных аптечек первой медицинской помощи без лицензии на право распространения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

По результатам проверки прокуратурой в отношении предпринимателя Яркова А.Р. вынесено постановление от 02.03.2006 о возбуждении производства об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения
(лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), признается административным правонарушением.

Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении заявления прокуратуры, обе судебные инстанции исходили из того, что согласно статье 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

В статье 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) указано, что фармацевтическая деятельность - деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.

К организациям оптовой торговли относятся организации, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. К организациям, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств, относятся аптечные учреждения (аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски).

Оптовую торговлю лекарственными средствами могут осуществлять организации - производители лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные учреждения, научно-исследовательские учреждения, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности (статья 29 Федерального закона N 86-ФЗ).

Розничную торговлю лекарственными средствами осуществляют аптечные учреждения (статья 32 Федерального закона N 86-ФЗ).

Согласно Положению “О лицензировании фармацевтической деятельности“, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2002 N 489, фармацевтическая деятельность - деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающая оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

Из анализа указанных норм следует, что к фармацевтической деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, относится деятельность организаций по оптовой торговле лекарственными средствами и аптечных учреждений, осуществляющих оптовую или розничную продажу лекарственных средств, а также изготовление лекарственных средств.

Аптечка
медицинская (автомобильная) не относится к лекарственным средствам.

Лекарственными средствами согласно статье 4 Федерального закона N 86-ФЗ признаются вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности. К лекарственным средствам также относятся вещества, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств.

Лекарственные средства, включенные в состав автомобильной аптечки, не являются самостоятельным объектом розничной торговли, а входят в комплектность изделия медицинского назначения, предназначенного для оказания первой медицинской помощи в случае дорожно-транспортного происшествия.

Состав аптечки сформирован не произвольно, а в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“.

Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации приказом от 20.08.1996 N 325 “Об утверждении аптечки первой помощи (автомобильной)“ утвердило состав аптечки и определило ее назначение - своевременное оказание само- и взаимопомощи участниками дорожных происшествий, запретив произвольную замену составляющих ее содержание лекарственных средств.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 N 301, аптечки отнесены к продукции медицинского назначения, а не к лекарственным средствам.

Следовательно, розничная торговля автомобильными аптечками относится не к фармацевтической деятельности, а к деятельности по распространению изделий медицинского назначения.

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ, Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ лицензии на продажу изделий медицинского назначения не требует.

Поскольку деятельность по распространению изделий медицинского назначения перестала быть лицензируемым видом деятельности, реализация автомобильных аптечек в настоящее время может осуществляться без наличия лицензии.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления прокуратуры о привлечении предпринимателя Яркова А.Р. к административной ответственности, предусмотренной частью 2
статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 11.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 19.07.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3317/06-26 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.