Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.12.2006 N Ф04-7955/2006(28856-А45-27) по делу N А45-29211/05-20/835 Дело о признании недействительным представления органа финансово-бюджетного надзора в части устранения финансовых нарушений направлено на новое рассмотрение, при котором суду необходимо исследовать обстоятельства правонарушения, выразившегося в недопоступлении в бюджет платежей от сдачи в аренду федерального имущества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 2006 года Дело N Ф04-7955/2006(28856-А45-27)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Сибирского таможенного управления, г. Новосибирск, на решение от 01.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 15.08.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-29211/05-20/835 по заявлению Сибирского таможенного управления к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области, г. Новосибирск, о признании недействительным представления,

УСТАНОВИЛ:

Сибирское таможенное управление (далее - СТУ) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области (далее - Управление) о признании недействительным представления N 51-04-23/1520 от
13.10.2005 в части возложения на СТУ обязанности по устранению финансовых нарушений, выразившихся в недопоступлении в бюджет платежей на сумму 175637,4 руб. от сдачи СТУ в аренду федерального имущества; признании незаконными действий должностных лиц Управления, выразившихся в осуществлении проверки финансово-хозяйственной деятельности СТУ за рамками ревизуемого периода.

Решением от 01.06.2006 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены частично.

Признаны незаконными действия должностных лиц Управления, выразившиеся в осуществлении проверки финансово-хозяйственной деятельности СТУ за рамками ревизуемого периода - 2004 года.

В остальной части производство по делу прекращено.

Прекращая производство по делу в части требования о признании недействительным представления, суд указал на неподведомственность данного спора арбитражному суду.

Решение в данной части основано на выводе суда о том, что требования, возникшие из финансово-бюджетных отношений и не связанные с предпринимательской или иной экономической деятельностью, арбитражному суду не подведомственны.

Постановлением апелляционной инстанции от 15.08.2006 решение арбитражного суда от 01.06.2006 отменено в части удовлетворенных требований и в этой части принято новое решение - в удовлетворении заявленных требований отказать.

Принимая по делу в части новый судебный акт, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что СТУ не указало, какому закону или нормативному правовому акту не соответствуют действия проверяющих должностных лиц, а также какие именно его права и законные интересы в сфере экономической деятельности нарушены.

В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения, при этом суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о неподведомственности данных спорных правоотношений арбитражному суду.

В кассационной жалобе СТУ просит отменить принятые по делу судебные акты, полагая, что выводы суда о том, что оспариваемый акт не является ненормативным правовым
актом и спорные отношения между СТУ и Управлением по своему содержанию не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, не основаны на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и что Управление при проведении проверки вышло за рамки ревизуемого периода - 2004 года.

Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания Управление не представило.

Представитель СТУ в судебном заседании поддержал доводы, содержащиеся в кассационной жалобе.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что согласно утвержденной программе Управление провело проверку финансово-хозяйственной деятельности СТУ.

По результатам проверки составлен акт от 29.08.2005 и в адрес СТУ направлено представление N 51-04-23/1520 от 13.1.2005.

Названным представлением СТУ предложено:

- составить план мероприятий по устранению выявленных финансовых нарушений;

- в случае устранения, возмещения выявленных финансовых нарушений предоставить копии документов, подтверждающих данные факты;

- принять меры о недопустимости в дальнейшем отмеченных нарушений,

- привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших данные нарушения;

- взять под личный контроль вопросы соблюдения законодательства при выполнении хозяйственных операций;

- в месячный срок со дня получения представления сообщить о принятых мерах.

Не согласившись с действиями Управления, СТУ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд кассационной инстанции, отменяя в части принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в
силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указанное означает, что оспариваемый акт должен быть юридически властным волеизъявлением полномочного органа, обращенным к конкретному лицу, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, а также нарушать права заявителя в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.

Суды
первой и апелляционной инстанций сделали вывод, что оспариваемое представление не отвечает признакам ненормативного акта, поскольку не содержит положений властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого они касаются. Оспариваемое предписание не направлено на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, так как названным документом СТУ предложено лишь устранить выявленные нарушения, и носит информационный характер.

Кассационная инстанция арбитражного суда не может согласиться с данным выводом, поскольку из представления следует, что Управление обязывает СТУ, в том числе, привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших нарушения, а в случае невыполнения представления будут применены меры административного воздействия, предусмотренные частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с данной нормой названного Кодекса невыполнение в установленный срок законного представления органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет привлечение к административной ответственности.

Данные обстоятельства указывают, что представление содержит предписания, подлежащие обязательному исполнению, и их исполнение обеспечивается применением мер административной ответственности, т.е. носит властно-распорядительный характер и влечет для СТУ неблагоприятные юридические последствия.

Арбитражный суд кассационной инстанции поддерживает решение первой инстанции арбитражного суда в части признания незаконными действий должностных лиц, выразившихся в осуществлении проверки финансово-хозяйственной деятельности СТУ за рамками ревизуемого периода - 2004 года.

Исходя из обстоятельств дела, установленных судом, Управлению в соответствии с утвержденной 28.02.2005 программой надлежало провести проверку отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности СТУ за 2004 год.

Фактически проверкой охвачен период 2005 года, данное обстоятельство установлено судом и сторонами не оспаривается.

Порядок проведения проверки установлен Инструкцией “О порядке проведения ревизий и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации“, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.04.2000 N 42н.

Судом установлено и материалами
дела подтверждается, что требования Инструкции не соблюдены.

Ссылка СТУ на нарушение прав и законных интересов содержится в заявлении о признании действий незаконными.

Учитывая, что основания, изложенные в заявлении СТУ, признания представления недействительным в части квалификации в качестве финансового нарушения недопоступления в бюджет платежей на сумму 176637,4 руб. от сдачи в аренду федерального имущества судом не исследовались, арбитражный суд кассационной не может принять в этой части новый судебный акт.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 15.08.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-29211/05-20/835 отменить полностью.

Решение от 01.06.2006 этого же арбитражного суда по данному делу в части прекращения производства по делу по требованию Сибирского таможенного управления о признании недействительным представления от 13.04.2005 N 51-04-23/1520 отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

В остальной части решение оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.