Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2006 N Ф04-7042/2006(27780-А03-16) по делу N А03-24493/05-24 Поскольку субъект РФ не исполнил надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы ветеранам по оплате электроэнергии, то иск о взыскании компенсации за предоставление указанных льгот удовлетворен правомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2006 года Дело N Ф04-7042/2006(27780-А03-16)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение от 03.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 06.07.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-24493/05-24 по иску открытого акционерного общества “Алтайэнерго“, филиал “Энергосбыт“, к казне Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, при участии третьих лиц: администрации Алтайского края, администрации Павловского района Алтайского края, комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Павловского
района, комитета по социальной защите населения администрации Павловского района,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Алтайэнерго“ филиал “Энергосбыт“ обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к казне Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании задолженности в размере 12500 руб., составляющей компенсацию предоставленных льгот по оплате электрической энергии в 2003 и 2004 годах в соответствии с ФЗ РФ “О ветеранах“.

Определением суда от 29.12.2005 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: администрация Алтайского края, администрация Павловского района Алтайского края, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Павловского района, комитет по социальной защите населения администрации Павловского района.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец увеличил исковые требования, просил взыскать 747261 руб. 82 коп. компенсации расходов по предоставленным льготам.

Решением, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены частично.

Суд взыскал с казны Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу истца 466862 руб. 22 коп. задолженности. В остальной части иска отказано.

Решение мотивировано тем, что недостаточность средств в бюджете Алтайского края для возмещения расходов истца не может являться основанием для освобождения от исполнения обязательств по компенсации этих расходов. Суд признал неправомерным включение истцом в сумму заявленных к взысканию убытков суммы налога на добавленную стоимость.

В кассационной жалобе комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, отказав истцу в удовлетворении иска.

По мнению заявителя, целевые денежные средства на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением
льгот по ФЗ “О ветеранах“, из федерального бюджета не поступают. Финансовая деятельность муниципальных образований базируется на принципе самостоятельности, дальнейшее распределение денежных средств по статьям расходов между получателями бюджетных средств относится к компетенции органов местного самоуправления. Казной Алтайского края обязательства по финансированию указанных льгот исполнены в полном объеме в порядке, установленном законодательством. Судом взыскана сумма, не подтвержденная имеющимися в деле доказательствами.

Истец представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, полагая правильными выводы суда обо всех обстоятельствах дела.

Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.

Как видно по материалам дела и установлено судом, истец, поставляя в 2003 и 2004 годах электроэнергию гражданам, имеющим льготы в соответствии Федеральным законом “О ветеранах“, предоставлял им 50-процентную скидку.

Поскольку услуги, оказанные истцом, из бюджета возмещены не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании невозмещенных расходов в сумме 747261 руб. 82 коп.

Статьей 10 Федерального закона “О ветеранах“ предусмотрено, что расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом расходы на оплату коммунальных услуг подлежат возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Суд правомерно исходил из того, что Федеральный закон “О ветеранах“ не предусматривает возмещения убытков в меньшем размере, чем это требовалось. Право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного
финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

Поскольку Алтайский край не исполнил надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате электроэнергии, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Алтайского края.

Согласно статьям 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

На истца как на коммерческую организацию не может быть возложено бремя расходов по реализации Федерального закона “О ветеранах“ и Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, устанавливающих льготы для ветеранов и инвалидов.

Поскольку Алтайский край не исполнил надлежащим образом своих обязанностей по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Алтайского края.

В кассационной жалобе ответчик привел доводы, аналогичные доводам, которые он приводил в суде первой и апелляционной инстанции, в том числе и о недоказанности размера причиненного ущерба.

Суд данным доводам дал правильную правовую оценку.

Выводы суда о размере причиненного ущерба соответствуют доказательствам, имеющимся в деле.

Руководствуясь пунктом 1
части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 03.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 06.07.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-24493/05-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.