Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.11.2006 N Ф04-7794/2006(28659-А45-9) по делу N А45-25986/05-36/832 В удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения о внесении земельного участка в реестр федерального имущества отказано обоснованно, поскольку спорный земельный участок принадлежит к землям железнодорожного транспорта и является федеральной собственностью.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2006 года Дело N Ф04-7794/2006(28659-А45-9)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу департамента земельных и имущественных отношений города Новосибирска на решение от 30.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 15.08.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-25986/05-36/832,

УСТАНОВИЛ:

Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска (далее - департамент земельных и имущественных отношений) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области о признании недействительным распоряжения от 18.08.2005 N 1253-р “О внесении земельного участка с кадастровым номером 54:35:0:0020 в реестр федерального
имущества“.

Заявленные требования обоснованы ссылкой на несоблюдение порядка формирования земельного участка, установленного Федеральным законом “О разграничении государственной собственности на землю“, нарушение прав департамента имущественных отношений по распоряжению земельными участками.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата“ (далее - ФГУ “Земельная кадастровая палата“), общество с ограниченной ответственностью “Байт“ (далее - ООО “Байт“), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области (далее - Управление Федерального агентства кадастра), открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Западно-Сибирская железная дорога“ (далее - ОАО “РЖД“).

Решением от 30.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.08.2006, суд отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу об их незаконности и необоснованности.

В кассационной жалобе департамент земельных и имущественных отношений, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на применение судом закона, не подлежащего применению, просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Податель жалобы ссылается на то, что из содержания кадастрового плана спорного земельного участка сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости; суд не дал правовой оценки протоколу совместного совещания от 11.11.2005; не исследовал обстоятельства наличия на спорном участке объектов федерального железнодорожного транспорта. Департамент земельных и имущественных отношений считает, что судом применены законы, не подлежащие применению, а именно статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“. По утверждению подателя жалобы, спорный земельный участок не
обладает признаками, позволяющими установить его принадлежность к земельным участкам, относящимся к федеральной собственности в силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Отзывы на кассационную жалобу в порядке, установленном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены.

В судебном заседании представитель ОАО “РЖД“ высказался против удовлетворения кассационной жалобы, считая ее доводы необоснованными, а судебные акты не подлежащими отмене.

Агентство по управлению федеральным имуществом, ФГУ “Земельная кадастровая палата“, ООО “Байт“, агентство кадастра объектов недвижимости, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по кассационной жалобе, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. Поэтому жалоба, согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрена в отсутствие их представителей.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с распоряжением агентства по управлению федеральным имуществом от 18.08.2005 N 1253-р в реестр федерального имущества внесен земельный участок из земель поселений общей площадью 12454600 кв. м с кадастровым номером 54:35:0:0020.

Департамент земельных и имущественных отношений в судебном порядке оспорил законность распоряжения от 18.08.2005 N 1253-р.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции установили, что оспариваемое распоряжение соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.

Суд кассационной инстанции считает данный вывод суда правильным.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо, чтобы оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствовал закону или
иному нормативному правовому акту и нарушал права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц, обратившихся с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“, пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью.

Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Исходя из пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“, земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: текст документа “07.02.19942“ соответствует оригиналу.

Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:0:0020 является полосой отвода железной дороги в пределах г. Новосибирска, утвержденной Решением исполнительного
комитета Новосибирского Городского Совета депутатов трудящихся от 07.02.19942. В соответствии с выпиской из государственного земельного кадастра разрешенное использование (назначение) земельного участка - для размещения и эксплуатации объектов Западно-Сибирской железной дороги.

В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 29.08.2005 на земельный участок площадью 12454600 кв. м с кадастровым номером 5435:0:0020.

Таким образом, совокупность представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о том, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности на основании закона.

Суд кассационной инстанции также согласен с выводами суда об отсутствии нарушения прав и законных интересов департамента земельных и имущественных отношений и ООО “Байт“ оспариваемым ненормативным актом.

Арбитражный суд, проведя в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всестороннее и полное исследование представленных в дело доказательств, доводов и возражений сторон, обоснованно признал оспариваемое распоряжение соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы заинтересованных лиц.

Доводы кассационной жалобы неубедительные, не опровергают правильность выводов суда об отказе в удовлетворении заявления и по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

При разрешении спора арбитражный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов.

С учетом изложенных обстоятельств обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 15.08.2006 Арбитражного суда
Новосибирской области по делу N А45-25986/05-36/832 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.