Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.10.2006 N Ф04-48/2006(27612-А45-23), Ф04-48/2006(27310-А45-23) по делу N А45-12554/04-СА20/551 Суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, налога на имущество организаций и неполное перечисление налога на доходы физических лиц (НДФЛ), поскольку факты правонарушений подтверждены материалами дела; вычеты по налогу на добавленную стоимость (НДС) были применены налогоплательщиком обоснованно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2006 года Дело N Ф04-48/2006(27612-А45-23) Ф04-48/2006(27310-А45-23)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Новосибирска и кассационную жалобу открытого акционерного общества “Западно-Сибирское речное пароходство“ на постановление апелляционной инстанции от 28.06.2006 по делу N А45-12554/04-СА20/551 по заявлению открытого акционерного общества “Западно-Сибирское речное пароходство“ к инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Новосибирска о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Западно-Сибирское речное пароходство“ (далее - ОАО “ЗСРП“, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы
России по Центральному району г. Новосибирска (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 56 от 14.07.2004 в части доначисленных налогов, пени и налоговых санкций.

В кассационной инстанции дело рассматривается повторно.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.02.2006 постановление апелляционной инстанции от 05.10.2005 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию этого же суда.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.06.2006 решение суда от 18.04.2005 отменено в части отказа в признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 6150997 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1230199 руб., налога на доходы физических лиц - 2878940 руб., штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 575788 руб., пени 1631571,86 руб., пени по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в сумме 32887,85 руб., страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию (далее - ОПС) в части страховой части трудовой пенсии - 10986,18 руб., штраф - 2193,64 руб., накопительной части трудовой пенсии - 1858,30 руб., штрафа - 371,78 руб. В указанной части принят новый судебный акт - признано недействительным решение в части доначисления НДС в сумме 6150997 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1230199 руб., налога на доходы физических лиц - 2878940 руб., штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ в сумме 575788 руб., пени 1631571,86 руб., пени по ЕСН в сумме 32887,85 руб., страховых взносов на ОПС в части страховой части трудовой пенсии - 10968,18 руб., штрафа - 2193,64
руб., накопительной части трудовой пенсии - 1858,30 руб., штрафа - 371,78 руб. В остальной части решение суда от 18.04.2005 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО “ЗСРП“ просит отменить постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований по налогу на доходы физических лиц, штрафа и пени, налога на пользователей автодорог, налога на имущество и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

ОАО “ЗСРП“ считает, что в нарушение норм процессуального права при рассмотрении данного дела суд принял постановление в части подоходного налога, основываясь только на единичных доказательствах, представленных налоговым органом, без учета доказательств общества.

В нарушение требований статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации судом неуплата в установленные сроки заявленных в декларациях сумм налога признана налоговым правонарушением.

Общество не согласно с выводами суда о наличии у филиала “Южный“ недоимки по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 1722567 руб., так как данный вывод сделан исходя из показаний лицевого счета, а не на основании первичных документов. Кроме того, расчет пени произведен исходя из суммы 2261760 руб., при задолженности по акту - 1722567 руб.

Общество не согласно с выводами суда в части неполного перечисления НДФЛ по филиалу “Северный“ в сумме 5530322 руб. из-за отсутствия ссылок на первичные документы.

В отношении филиала “Кемеровский“ суд неправомерно руководствовался также данными только лицевого счета.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление суда в удовлетворенной части заявленных требований и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции от 18.04.2005.

Инспекция заявляет, что обществом неправомерно уменьшена налогооблагаемая база по НДС текущих периодов. Суд неправомерно принял в качестве доказательств первичные документы,
которые не были исследованы инспекцией в ходе проверки. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

Судом не были выяснены и исследованы все доказательства, имеющие значение по делу.

Инспекция не согласна с выводами суда в части неправомерного начисления пени по ЕСН по авансовым платежам.

Инспекция считает, что выводы суда в части признания погашенной недоимки по НДФЛ в сумме 2456290 руб., так как указанная сумма уплачена в счет текущих платежей, а не в счет гашения задолженности по результатам проверки.

Инспекция заявляет, что в части взыскания страховых взносов на ОПС только предложено уплатить взносы, чем никак не нарушены права налогоплательщика.

В судебном заседании представители общества и налогового органа поддержали доводы своих жалоб и отклонили доводы жалобы другой стороны.

Инспекцией представлен отзыв на доводы кассационной жалобы общества.

ОАО “ЗСРП“ отзыв на кассационную жалобу инспекции не представлен.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, заслушав пояснения представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО “ЗСРП“ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 30.09.2003, а в части налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по день окончания проверки.

На основании акта налоговой проверки инспекцией принято решение от 14.07.2004 N 56, которым установлена неуплата налогов, в том числе: налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 575375 руб., налога с владельцев автотранспортных средств в сумме 40279,50 руб., налога на имущество в сумме 580094 руб.,
неполное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 14150073 руб., единого социального налога в части федерального бюджета - 12817,46 руб., единого социального налога в части территориального фонда обязательного медицинского страхования в размере 3129,95 руб., единого социального налога в части федерального фонда обязательного медицинского страхования - 184,14 руб., единого социального налога в части фонда социального страхования в размере налога - 3659,13 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в части страховой части трудовой пенсии в размере 10969,18 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в части накопительной части трудовой пенсии в размере 1853,3 руб.

Решением налогового органа налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм НДС в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 2241383 руб., ЕСН в размере 3958,15 руб., страховых взносов в размере 2565,42 руб., по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление в бюджет сумм НДФЛ в размере 2833342 руб., по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговым агентом в установленный срок в налоговые органы документальных сведений в сумме 1250 руб.

Суд кассационной инстанции отклоняет доводы ОАО “ЗСРП“ в части необоснованности доначисления налога на пользователей автомобильных дорог и налога по следующим основаниям.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“ (в редакции на момент проведения проверки) сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.

В силу статьи 8 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ исчисленная сумма
налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке с отнесением затрат на финансовые результаты деятельности предприятия. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.

В ходе налоговой проверки установлена задолженность по уплате налога на имущество за период с 01.01.2002 по 30.09.2003. ОАО “ЗСРП“ не представлены доказательства уплаты налога на имущество за проверяемый период в части деятельности филиала “Северный“ в сумме 40279,5 руб., следовательно, доводы общества о том, что неуплата в установленные сроки заявленных в декларациях сумм налога не является налоговым правонарушением, несостоятельны.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (с изменениями и дополнениями) ОАО “ЗСРП“ является плательщиком налога на пользователей автомобильных дорог.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “04.04.2002“ имеется в виду “04.04.2000“.

Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог установлен пунктами 38, 40 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2002 N 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“, предусматривающими уплату налогов ежемесячно на основании итогов реализации продукции (работ, услуг) и продажи товаров за истекший месяц до 15 числа следующего месяца, а по деятельности обособленного подразделения юридического лица, если по этому подразделению составляется баланс и это подразделение имеет счет в банке, налог уплачивается по месту нахождения этого подразделения.

Согласно представленным налогоплательщиком налоговым декларациям за 2002 год сумма задолженности составила 575375 руб. Исходя из того, что указанная задолженность налогоплательщиком
в установленный законом срок не уплачена, налоговый орган правомерно предложил уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в части деятельности филиала “Северный“ в сумме 575375 руб.

Суд отклоняет доводы ОАО “ЗСРП“ в части необоснованного доначисления НДФЛ по филиалам “Южный“, “Северный“ и “Кемеровский“.

В соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации акты выездной налоговой проверки вручаются руководителю проверяемой организации. Акт выездной налоговой проверки ОАО “ЗСРП“, ИНН 54060142-43, от 29.06.2004 N 56 вручен генеральному директору ОАО “ЗСРП“ В.Н.Макарову, следовательно, доводы общества о нарушении требований статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованны.

Доводы ОАО “ЗСРП“ в части неправомерного установления задолженности по НДФЛ только по данным лицевого счета несостоятельны.

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Судом апелляционной инстанции дана оценка не только лицевым счетам, которые являются внутренними документами налогового органа, но и первичным документам, представленным ОАО “ЗСРП“. В обжалуемом судебном акте дана оценка приложениям к акту выездной налоговой проверки, в материалы дела представлены расчетно-платежные ведомости, кассовые книги за проверяемый период, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка. У суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции в данной части заявленных требований.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в части выводов о неправомерном начислении инспекцией НДС в размере 6150997 руб. и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1230199 руб.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму
налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 данного Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статье 171 данного Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.

Как установлено судом апелляционной инстанции, решение налогового органа о доначислении суммы НДС принято на основании данных книги продаж и проверялась правильность только регистрации счетов-фактур. Кроме того, проверка производилась не сплошным, а выборочным методом.

ОАО “ЗСРП“ представлены в материалы дела счета-фактуры, которые приняты судом апелляционной инстанции в качестве доказательств уплаты сумм НДС поставщикам и правомерности применения налогоплательщиком налогового вычета.

Доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, о неправомерном принятии в качестве доказательств представленных в материалы дела счетов-фактур и платежных документов отклоняются судом кассационной инстанции. При проведении выездной налоговой проверки у налогового органа имелась реальная возможность истребовать и проверить на месте документы, которые фактически были в наличии у налогоплательщика.

Кассационная инстанция отклоняет доводы инспекции в части необоснованного удовлетворения требований ОАО “ЗСРП“ по начисленным пени по ЕСН.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по ЕСН определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.

Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно расчету, представленному налоговым органом в материалы дела,
сумма начисленных пени по ЕСН должна составить 242657,95 руб., а не 282300,05 руб. Следовательно, в части доначисления пени по ЕСН в сумме 32887,85 руб. незаконно. Инспекцией не представлены доказательства, что уточненный расчет пени произведен судом апелляционной инстанции неправильно.

Кассационная инстанция находит несостоятельными доводы инспекции в части установления судом апелляционной инстанции неправомерности включения недоимки по НДФЛ в сумме 2456290 руб.

Судом апелляционной инстанции установлено, что, согласно акту выездной налоговой проверки, период проверки составляет с 06.02.2004 по 29.06.2004. Следовательно, справка налогового органа по периоду проверки с 15.03.2004 по 09.04.2004 не является документом, свидетельствующим об имеющей место задолженности налогоплательщика на день окончания налоговой проверки.

Таким образом, установив отсутствие задолженности по НДФЛ на момент окончания проведения налоговой проверки в сумме 2456209 руб., суд апелляционной инстанции правомерно признал незаконным решение инспекции в части доначисления недоимки по НДФЛ.

Кассационная инстанция отклоняет доводы инспекции в части признания судом недействительным решения инспекции о взыскании страховых взносов на ОПС.

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах с борах“ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога.

Согласно пункту 2 статьи 25 ФЗ N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ взыскание недоимки по страховым взносам и пени осуществляется органом Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Суд кассационной инстанции отклоняет доводы по кассационной жалобе о том, что оспариваемым решением ею не взыскиваются суммы страховых
взносов на ОПС, а только предложено их уплатить, так как решение налогового органа является обязательным к исполнению, а не рекомендательным ненормативным актом. Следовательно, суд апелляционной инстанции правомерно признал недействительным решение инспекции в данной части.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта и удовлетворения заявленных кассационных жалоб.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области от 28.06.2006 по делу N А45-12554/04-СА20/551 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.