Решения и определения судов

Определение ФАС Западно-Сибирского округа от 11.07.2006 N Ф04-4267/2006(24395-А70-3) по делу N А70-122/25-06 Производство по делу о взыскании налоговых санкций за непредставление налогоплательщиком в установленный срок декларации по единому налогу прекращено правомерно, так как в соответствии с Налоговым кодексом РФ указанные налоговые санкции подлежат взысканию во внесудебном порядке на основании решения налогового органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 июля 2006 года Дело N Ф04-4267/2006(24395-А70-3)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 на решение от 16.02.2006 Арбитражного суда Тюменской области и постановление апелляционной инстанции от 19.04.2006 по делу N А70-122/25-06 по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 к индивидуальному предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, Ф.И.О. о взыскании налоговых санкций,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 (далее - Инспекция ФНС РФ) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с
заявлением к индивидуальному предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, Ф.И.О. (далее - предприниматель Новгородцев Е.Н.) о взыскании на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ 4407,6 руб. штрафа.

Решением от 16.02.2006 Арбитражного суда Тюменской области налоговому органу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2006 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое - об удовлетворении заявленных ею требований.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает, что вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по единому налогу, оплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 3 месяца 2005 года, Инспекцией ФНС РФ вынесено решение от 30.09.2005 N 7403/3127 о привлечении предпринимателя Новгородцева Е.Н. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 4407,6 руб.

На основании данного решения в адрес налогоплательщика направлено требование N 09-08/464 от 05.10.2005 об уплате налоговой санкции. Неисполнение налогоплательщиком в добровольном порядке указанного требования послужило основанием для обращения Инспекции ФНС РФ с заявлением о взыскании налоговых санкций в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что санкции, установленные статьей 119 Налогового кодекса РФ, применяются
только за нарушение сроков представления налогоплательщиками налоговых деклараций, а не за несоблюдение формы представляемой декларации.

Данный вывод является правильным. Вместе с тем суд не учел следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Пунктом 1 статьи 103.1 Налогового кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ, установлено, что в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 7 названной статьи решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“.

Таким образом, законом предусмотрен иной порядок взыскания санкций: на основании решения налогового органа без обращения в суд.

В связи с этим, как указано в пункте 1 Информационного письма ВАС РФ от 20.02.2006 N 105 “О некоторых вопросах, связанных с
вступлением в силу Федерального закона от 4 ноября 2005 года N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“, при обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда РФ в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что заявление о взыскании налоговых санкций с предпринимателя Новгордцева Е.Н., датированное 11.01.2006, подано Инспекцией ФНС РФ в арбитражный суд 12.01.2006 и определением от 16.01.2006 было принято им к производству.

На основании вышеизложенного кассационная инстанция считает, что производство по делу подлежит прекращению по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 6 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение от 16.02.2006 Арбитражного суда Тюменской области и постановление апелляционной инстанции от 19.04.2006 по делу N А70-122/25-06 отменить.

Производство по делу прекратить.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “Постановление“ имеется в
виду “Определение“.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.