Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.07.2006 N Ф04-4127/2006(24153-А45-32) по делу N А45-4117/06-12/177 Действия местной администрации по заключению муниципальных контрактов без проведения конкурса обоснованно признаны незаконными, поскольку необходимость размещения на основе открытого конкурса муниципальных контрактов, финансируемых за счет средств местного бюджета, установлена императивными нормами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июля 2006 года Дело N Ф04-4127/2006(24153-А45-32)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокурора Новосибирской области на решение от 13.03.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4117/06-12/177 по заявлению прокурора Новосибирской области к Администрации муниципального образования Станционный сельский Совет при участии третьего лица Прокурора Тюменской области о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новосибирской области обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Станционный сельский совет (далее по тексту Администрация), выразившихся в заключении муниципальных контрактов без проведения конкурса.

Заявленные требования мотивированы нарушением Администрацией требований Бюджетного
кодекса Российской Федерации и Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“, обусловливающих обязательность размещения государственных и муниципальных заказов (контрактов) на основе открытого конкурса. Прокурор полагает, что указанными действиями Администрацией нарушены права субъектов предпринимательской деятельности, лишенных возможности принять участие в конкурсе на размещение муниципального заказа.

Решением от 13.03.2006 Арбитражного суда Новосибирской области требования заявителя удовлетворены в части признания незаконными действий Администрации по заключению 16.02.2005, 17.02.2005, 19.05.2005 муниципальных контрактов без проведения конкурса как не соответствующих Федеральному закону от 25.09.1997 N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“. В остальной части производство по делу прекращено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Прокуратура Новосибирской области просит отменить решение суда первой инстанции в части прекращения производства по делу и принять в этой части новое решение об удовлетворении требований.

По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что признание действий Администрации, связанных с заключением муниципальных контрактов без проведения конкурса, без судебного запрета на их размещение, фактически не препятствует ответчику совершать подобные действия вновь.

Отзыва на кассационную жалобу не представлено.

Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом первой, изучив доводы, содержащиеся в жалобе, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Из материалов дела следует, что в целях обеспечения муниципальных нужд муниципальным образованием Станционный сельский совет заключены договоры подряда от 16.02.2005 N 3/3 с Государственным учреждением “Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области“, от 17.02.2005 N 9 с закрытым акционерным обществом “Специализированная передвижная механизированная колонна“, от 19.05.2005 N
6 с закрытым акционерным обществом “Сибстройблок-А“ без проведения конкурса. Условиями договоров предусмотрена оплата работ за счет средств бюджета Муниципального образования.

Считая действия Администрации незаконными, прокурор Новосибирской области обратился в суд.

Суд кассационной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, исходит из установленных обстоятельств по делу и следующих норм права.

В силу статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющей принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Требования статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации о размещении государственных и муниципальных контрактов на конкурсной основе гарантируют обеспечение соблюдения принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств, так как по итогам конкурса выявляются поставщики (исполнители) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предлагающие лучшие условия исполнения контрактов.

Ссылку администрации на отсутствие принятого Положения об организации закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд на конкурсной основе суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельной, поскольку необходимость размещения муниципальных контрактов (заказов) на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, на основе открытого конкурса установлена императивными нормами пункта 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 12 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“.

С учетом изложенного требования прокурора в части признания незаконными действий администрации муниципального образования по заключению 16.02.2005, 17.02.2005, 19.05.2005 муниципальных контрактов без проведения конкурса являются обоснованными и обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

Доводы заявителя жалобы о том, что признание действий Администрации, связанных
с заключением муниципальных контрактов без проведения конкурса, без судебного запрета на их размещение, фактически не препятствует ответчику совершать подобные действия вновь, не принимаются судом кассационной инстанции в связи с тем, что фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом дана правильная оценка. Оснований для переоценки данных выводов суда у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется. Кроме того, реализация права на заключение договоров для обеспечения нужд Муниципального образования находится с сфере гражданско-правовых отношений и предполагает признание свободы договора. Из материалов дела следует, что администрацией был нарушен порядок заключения договоров.

Судом нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

По изложенным мотивам арбитражный суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 284 - 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13.03.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4117/06-12/177 оставить без изменения, кассационную жалобу прокурора Новосибирской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление в полном объеме изготовлено 5 июля 2006 г.