Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.07.2006 N Ф04-3960/2006(23978-А03-23) по делу N А03-10011/05-10 Дело по иску о признании недействительным предписания полномочного органа о прекращении нарушений антимонопольного законодательства передано на новое рассмотрение, поскольку судом не установлено, имело ли место распределение истцом бюджетных средств без проведения открытого конкурса.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июля 2006 года Дело N Ф04-3960/2006(23978-А03-23)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу администрации Заринского района Алтайского края на решение от 17.10.2005 Арбитражного суда Алтайского края и постановление апелляционной инстанции от 16.03.2006 по делу N А03-10011/05-10 по заявлению администрации Заринского района Алтайского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю о признании недействительным ненормативного акта,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Заринского района Алтайского края обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - УФАС по Алтайскому краю) о признании незаконным предписания
N 54 от 21.03.2005.

Решением суда первой инстанции от 17.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.03.2006, в удовлетворении заявления администрации Заринского района Алтайского края отказано.

В кассационной жалобе администрация Заринского района Алтайского края просит отменить судебные акты и принять новое решение о признании незаконным предписания УФАС по Алтайскому краю N 54 от 21.03.2005, которое вынесено с превышением предоставленных антимонопольному органу полномочий.

По мнению заявителя, арбитражный суд сделал необоснованные выводы о нарушении администрацией статей 12, 13, 14 Закона Российской Федерации от 23.06.1999 N 117-ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“.

Кроме того, администрация Заринского района Алтайского края считает, что для устранения допущенных ею нарушений антимонопольного законодательства УФАС по Алтайскому краю необходимо было обратиться в арбитражный суд о признании договора страхования недействительным.

В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Алтайскому краю просит оставить судебные акты без изменения.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает необходимым отменить судебные акты, направив дело на новое рассмотрение.

Как видно из материалов дела, УФАС по Алтайскому краю вынесено предписание N 54 от 21.03.2005 о прекращении администрацией Заринского района Алтайского края нарушений статей 12, 13, 14 Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“.

Названным предписанием на администрацию Заринского района Алтайского края возложена обязанность разработать и согласовать с УФАС по Алтайскому краю в срок до 01.11.2005 документы, на основании которых в срок до 01.01.2006 провести конкурс страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности
владельцев транспортных средств.

Не согласившись с указанным предписанием антимонопольного органа, администрация Заринского района Алтайского края обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что администрацией Заринского района Алтайского края с ООО “Росгосстрах-Сибирь“ заключен договор на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 27.12.2004 на пять легковых автомобилей, находящихся на балансе администрации, без проведения открытого конкурса страховщиков.

Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении требований заявителя, обе судебные инстанции исходили из того, что согласно статье 12 Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ органам местного самоуправления запрещается предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса.

На основании статьи 14 Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ проведение открытых конкурсов или открытых аукционов в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

Таким образом, обе судебные инстанции сделали вывод, что действия администрации Заринского района Алтайского края по заключению договора на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
без проведения открытого конкурса нарушают требования Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“.

Между тем арбитражный суд не принял во внимание, что порядок осуществления операций с бюджетными средствами регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Из содержания статей 71 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов, которые размещаются на конкурсной основе.

При рассмотрении данного спора судом не было установлено, на какую сумму был заключен договор на оказание услуг страхования. Кроме того, судом не дана оценка доводам администрации Заринского района Алтайского края о том, что в бюджете района на 2005 год не были выделены средства на проведение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Следовательно, судом не было установлено, имело ли место распределение бюджетных средств без проведения открытого конкурса.

Принимая во внимание, что неправильное применение арбитражным судом норм материального права могло привести к принятию неправильного решения, кассационная инстанция считает необходимым отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо устранить указанные недостатки, а также установить сумму бюджетных средств, выплаченных администрацией Заринского района Алтайского края в качестве страховой премии ООО “Росгосстрах-Сибирь“.

С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.03.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10011/05-10 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

Постановление
вступает в законную силу со дня его принятия.