Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2006 N Ф04-3759/2006(23829-А27-37) по делу N А27-19641/05-6 Спор по обжалованию постановления налогового органа о взыскании налога и пеней за счет имущества налогоплательщика подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2006 года Дело N Ф04-3759/2006(23829-А27-37)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка на постановление апелляционной инстанции от 29.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19641/05-6 по заявлению открытого акционерного общества “Новокузнецкгоргаз“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка о признании недействительным ненормативного акта,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Новокузнецкгоргаз“ (далее - ОАО “Новокузнецкгоргаз“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам
г. Новокузнецка (далее - налоговый орган) о признании недействительным постановления от 30.05.2005 N 40 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации.

Определением от 02.09.2005 Арбитражного суда Кемеровской области производство по делу прекращено.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2006 определение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе определение суда первой инстанции от 02.09.2005.

По мнению подателя кассационной жалобы, исходя из положений части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве“ вынесенное налоговым органом постановление о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества является исполнительным документом, который не может быть признан недействительным в силу установленной главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подведомственности арбитражных судов.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает жалобу подлежащей удовлетворению.

Из материалов дела следует, что налоговым органом на основании решения от 30.05.2005 N 40 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества вынесено постановление N 40 от 30.05.2005 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества.

Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, исходил из положений пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав на неподведомственность данного спора арбитражному суду в связи с тем, что
оспариваемое постановление не является ненормативным актом.

Отменяя определение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что налогоплательщик правомерно обратился в арбитражный суд с иском о признании постановления налогового органа от 30.05.2005 N 40 недействительным, данный спор подведомственен арбитражному суду, оснований для прекращения производству по делу у суда не имелось.

Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.

Согласно частям 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно нормам статьи 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В соответствии со статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Таким образом, основаниями для отнесения данной категории дел к подведомственности арбитражных судов являются одновременно три условия: ненормативный характер акта, несоответствие его законам и иным нормативным правовым актам, нарушение актом прав и законных интересов организаций, граждан и иных лиц.

К ненормативным - относятся акты индивидуального характера, не содержащие общеобязательных предписаний, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц.

Согласно пункту 48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что при применении статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и другое),
подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемый ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу ОАО “Новокузнецкгоргаз“, затрагивает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и содержит обязательные для этого лица правила поведения, следовательно, может быть обжалован в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Кроме того, обжалуемое постановление подписано руководителем инспекции.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Спор по обжалованию постановления о взыскании налога, пеней за счет имущества подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены суд кассационной инстанции не находит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛА:

Постановление апелляционной инстанции от 29.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19641/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.