Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.05.2006 N Ф04-2992/2006(22876-А03-8) по делу N А03-9592/05-27 Иск о взыскании убытков, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с предоставлением льгот ветеранам, удовлетворен правомерно, поскольку из бюджета субъекта РФ не в полном объеме были профинансированы соответствующие расходы, а сумма убытков подтверждена ежемесячными актами сверки задолженности и реестрами сведений о предоставленных льготах.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2006 года Дело N Ф04-2992/2006(22876-А03-8)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула на решение от 25.10.2005 Арбитражного суда Алтайского края и постановление апелляционной инстанции от 02.02.2006 по делу N А03-9592/05-27 по иску Алтайского краевого государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей “Алтайкрайэнерго“ в лице филиала “Рубцовские межрайонные электрические сети“ г. Рубцовска к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, администрации Шипуновского района с. Шипуново Алтайского края, при участии третьего лица - Комитета по
финансам, налоговой и кредитной политике администрации Шипуновского района,

УСТАНОВИЛ:

Алтайское краевое государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей “Алтайкрайэнерго“ в лице филиала “Рубцовские межрайонные электрические сети“ (далее Алтайкрайэнерго) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Администрации Шипуновского района о взыскании убытков в сумме 135242,73 руб., понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии гражданам в целях реализации ФЗ “О ветеранах“, “О реабилитации жертв политических репрессий“, “О донорстве крови и ее компонентов“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы“.

Определением Арбитражного суда Алтайского края от 27.07.2005 требования по федеральным законам выделены в отдельные производства. В рамках настоящего дела рассматриваются требования, основанные на ФЗ “О ветеранах“. Кроме того, к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края (далее краевой Комитет по финансам), в качестве третьего лица - Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Шипуновского района (далее районный Комитет по финансам).

Определением от 05.10.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Алтайскому краю.

До принятия решения истец уточнил исковые требования, просил взыскать 97776,25 руб. задолженности за предоставленные в 2004 году льготы по ФЗ “О ветеранах“ с казны Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и
кредитной политике администрации Алтайского края.

Исковые требования мотивированы ссылками на статьи 15, 307 - 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Администрация Шипуновского района в отзыве на исковое заявление указывала на то, что возмещение затрат, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате за электроснабжение, производится за счет средств краевого бюджета. В 2005 году из Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края средства на погашение задолженности за 2004 год не поступали. Ссылалась на несвоевременное выставление истцом счетов-фактур за октябрь и ноябрь.

Краевой Комитет по финансам с исковыми требованиями не соглашался, ссылался на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ “О ветеранах“, из федерального бюджета не поступает.

Управление федерального казначейства по Алтайскому краю считало иск не подлежащим удовлетворению в связи с недоказанностью незаконного бездействия органов государственной власти и их должностных лиц.

Решением от 25.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2006, Арбитражный суд Алтайского края исковые требования удовлетворил в полном объеме за счет Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.

В настоящей кассационной жалобе краевой Комитет по финансам предлагает состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заявитель ссылается на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ “О ветеранах“, из федерального бюджета не поступает. Расходы по оплате коммунальных услуг, установленных ФЗ “О ветеранах“, учитываются в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотации и нормативов отчислений от регулирующих доходов. В
соответствии с законом Алтайского края “Об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета за 2004 год“ краевой бюджет по показателю “Дотации районам и городам“ исполнен в размере 100% от плановых назначений.

Считает, что казной Алтайского края обязательства по финансированию льгот исполнены в полном объеме.

Указывает на отсутствие надлежащих доказательств понесенных истцом убытков.

Администрация Шипуновского района представила заявление о рассмотрении кассационной жалобы в ее отсутствие и отзыв на исковое заявление, в котором выразила свое несогласие с доводами кассационной жалобы, поскольку считает принятые арбитражным судом решения правильными, основанными на надлежащих доказательствах и нормах материального права.

Законность состоявшихся по делу решений проверена в соответствии со статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для отмены либо изменения решения арбитражного суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции не имеется.

Заявив требование о возмещении краевым Комитетом по финансам, понесенных Алтайкрайэнерго расходов связанных с предоставлением льгот ветеранам, истец ссылался на те обстоятельства, что ввиду недостаточного финансирования соответствующей бюджетной статьи им недополучены доходы в сумме 97776,25 руб.

Рассматривая возникший между сторонами спор, арбитражный суд правомерно посчитал требования истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.96 в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно ФЗ “О ветеранах“ отдельные категории ветеранов
пользуются льготой по оплате в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).

Часть 2 статьи 10 названного Закона устанавливает, что расходы на реализацию льгот ветеранам и инвалидам по оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Арбитражный суд Алтайского края возместил за счет казны Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края оставшуюся часть непокрытых расходов.

Принимая такое решение, арбитражный суд исходил из того, что за 2004 год понесенные истцом расходы от предоставления льгот ветеранам по оплате электроэнергии составили 97776,25 руб.

Оснований считать эти выводы арбитражного суда неправильными у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку названные истцом обстоятельства и расчеты подтверждены надлежащими доказательствами - подписанными и проверенными Комитетом по соцзащите населения Шипуновского района Алтайского края ежемесячными актами сверки задолженности и реестрами сведений о предоставленных льготах по оплате электроэнергии, счетами-фактурами за период с сентября по декабрь 2004 года, актом сверки задолженности и реестром к нему, подписанными Главой Администрации Шипуновского района, Председателем Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Шипуновского района, Председателем Комитета по соцзащите населения Шипуновского района.

Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности факта понесенных истцом убытков отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

С учетом названной статьи и установленной ФЗ “О ветеранах“ обязанности
компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению льгот ветеранам за счет бюджетов субъектов РФ арбитражным судом принято правильное решение о возмещении истцу компенсации за предоставленные названной категории граждан льготы за счет казны края. Оснований для переоценки этих выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций не имеется.

Доводы краевого Комитета по финансам о том, что обязательства по финансированию указанных льгот исполнены в полном объеме, не могут быть приняты во внимание, поскольку арбитражным судом установлено, что размер дотаций, предназначенных для возмещения расходов по предоставленным льготам, был определен в меньших размерах, чем требовалось.

Нарушений при принятии обжалуемых судебных актов, на которые ссылается ответчик в настоящей кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 02.02.2006 по делу N А03-9592/05-27 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.