Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.05.2006 N Ф04-2737/2006(22526-А03-7) по делу N А03-12731/05-10 Поскольку акционерное общество несвоевременно представило отчет, необходимый для раскрытия информации на рынке ценных бумаг, оно обоснованно привлечено к административной ответственности, а то обстоятельство, что данное нарушение произошло по вине работника общества, ответственного за ведение реестра акционеров, не является основанием для освобождения организации от ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2006 года Дело N Ф04-2737/2006(22526-А03-7)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе, г. Новосибирск, на решение от 06.09.2005 Арбитражного суда Алтайского края и постановление апелляционной инстанции от 06.12.2005 по делу N А03-12731/05-10 по заявлению открытого акционерного общества “Ремонтно-механический завод “Каменский“, г. Новосибирск, к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе о признании недействительным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Ремонтно-механический завод “Каменский“ (далее -
общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об оспаривании постановления от 13.07.2005 N 304 Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе (далее - региональное отделение) о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 руб.

Решением от 06.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.12.2005 Арбитражного суда Алтайского края, заявленные требования удовлетворены.

Принимая решение о признании незаконным и отмене постановления административного органа, суд исходил из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Установив в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, суд сделал вывод, что вина общества не доказана, так как правонарушение допущено по вине работника общества - начальника отдела по ведению реестра акционеров, который отвечает за регистрацию проспекта эмиссии.

В кассационной жалобе региональное отделение просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению заявителя жалобы, общество нарушило порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме представления в регистрирующий орган ежеквартального отчета. В соответствии с требованиями закона указанная обязанность распространяется на эмитентов, то есть на юридические лица, а не на лиц, выполняющих трудовую функцию.

Представитель регионального отделения в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.

Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания общество не представило.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со
статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и норм процессуального права, считает решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Из материалов дела следует, что ОАО “Ремонтно-механический завод “Каменский“ в нарушение требований статьи 30 Федерального закона “О рынке ценных бумаг“ от 22.04.1996 N 39-ФЗ, пункта 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 16.03.2005 N 05-5/ПЗ-Н, представило в региональное отделение отчет о раскрытии информации эмитентами эмиссионный ценных бумаг по истечении 45 дней после окончания квартала.

Региональное отделение 21.06.2005 по данному факту составило протокол об административном правонарушении, а 13.07.2005 вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд кассационной инстанции, признавая выводы арбитражного суда ошибочными, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 “О рынке ценных бумаг“, пунктом 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-5/ПЗ-Н, обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возложена на эмитентов, являющихся юридическими лицами.

Субъектами правонарушения по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ могут быть должностные или юридические лица.

Следовательно, именно юридическое лицо обязано обеспечить выполнение данного требования, в том числе и путем осуществления контроля за деятельностью своих работников, которые
по должности осуществляют указанные выше функции.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно частям 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами административного расследования и судебными актами установлены признаки состава административного правонарушения в действиях общества, а следовательно, и его вина, выразившаяся в отсутствии контроля за должностным лицом. Ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником не освобождает общество от исполнения обязанности, возложенной на него законом, и не является обстоятельством, освобождающим его от ответственности за административное правонарушение.

При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда о недоказанности вины общества со ссылкой на штатное расписание общества от 01.01.2001, в котором предусмотрена должность начальника отдела по ведению реестра акционеров, которым является Игонина О.С., приказ об изменении штатного расписания от 01.01.2001 N 19-П, квалификационный аттестат на имя Игониной О.С., подтверждающий ее квалификацию специалиста по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг, трудовой договор от 21.05.2001 с Игониной О.С., должностную инструкцию на руководителя отдела по ведению реестра акционеров, является неправильным, поскольку принятые обществом меры явились
недостаточными для надлежащего выполнения требований закона, что усматривается из акта о нарушении порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг от 08.06.2005, протокола об административном правонарушении от 21.06.2005 и постановления о назначении административного наказания от 13.07.2005.

Принимая во внимание, что указанные выше выводы арбитражного суда привели к принятию неправильных судебных актов, дело направляется на новое рассмотрение.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “пунктом 1“ имеется в виду “пунктом 3“.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 06.09.2005 Арбитражного суда Алтайского края и постановление апелляционной инстанции от 06.12.2005 по делу N А03-12731/05-10 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.