Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.05.2006 N Ф04-6070/2005(21794-А27-30) по делу N А27-30708/04-3 Суд обоснованно удовлетворил иск о взыскании за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации недополученных доходов, понесенных в связи с предоставлением льгот абонентам при оплате услуг за пользование радио, поскольку материалами дела доказано, что истец не получил возмещение указанных расходов в полном объеме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 мая 2006 года Дело N Ф04-6070/2005(21794-А27-30)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Кемеровской области на решение от 01.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.02.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-30708/04-3 по иску открытого акционерного общества “Сибирьтелеком“ в лице регионального филиала “Электросвязь“ к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, субъекту Российской Федерации в лице Главного финансового управления Кемеровской области, Департаменту социальной защиты населения администрации г. Кемерово, Администрации Чебулинского района в лице отдела социальной защиты населения, с участием 3-го
лица - Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кемеровской области, о взыскании 190943,7 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Сибирьтелеком“ в лице регионального филиала “Электросвязь“ (далее - ОАО “Сибирьтелеком“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Департаменту социальной защиты населения администрации Кемеровской области, администрации Чебулинского района в лице отдела социальной защиты населения о взыскании 190943 рублей 70 копеек убытков в виде недополученных доходов за период с 01.01.2001 по 30.11.2003, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате за услуги связи и пользование радиотрансляционной точкой абонентам на основании Федерального закона Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена Кемеровская область в лице Главного финансового управления администрации Кемеровской области.

До вынесения решения по делу истец уточнил период убытков - 01.01.2002 по 31.12.2003, уточнение иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято к рассмотрению судом.

Решением от 21.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.06.2005 того же суда, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО “Сибирьтелеком“ взыскано 190943 рубля 70 копеек убытков. В отношении Департамента социальной защиты населения администрации Кемеровской области, администрации Чебулинского района, Кемеровской области в иске отказано.

Судебный акт мотивирован доказанностью причинения истцу убытков предоставлением льгот абонентам на основании Федерального закона Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 22.09.2005 принятые судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в первую инстанцию, указав на то, что вопрос
о правомерности включения в спорную сумму НДС не исследован.

Решением от 01.12.2005 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.02.2006 того же суда, исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 126241,24 рублей убытков. В остальной части иска отказано. В иске к Департаменту социальной защиты населения администрации Кемеровской области, к субъекту Российской Федерации - Кемеровской области в лице Главного финансового управления Администрации Кемеровской области, к Администрации Чебулинского района в лице отдела социальной защиты населения отказано.

Решение мотивировано тем, что причиной неполного возмещения истцу затрат по предоставлению льгот является недостаточное выделение средств для выплат компенсаций хозяйствующим субъектам затрат, возникающих в связи с реализацией норм федерального законодательства в статьях расходов средств федерального бюджета; государство, обязав коммерческую организацию предоставлять льготы при оказании услуг определенной категории населения, свои обязательства по компенсации затрат коммерческой организации, которые вытекают из закона, не исполнило; по обязательствам Российской Федерации должно отвечать Министерство финансов Российской Федерации. Суд нашел неправомерным включение истцом в сумму заявленных ко взысканию убытков суммы НДС.

В кассационной жалобе Управление федерального казначейства по Кемеровской области, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы полагает, что при вынесении решения суд нарушил статью 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; при решении вопроса о надлежащем ответчике суд неверно применил нормы материального права; судом не исследованы в полном объеме условия наступления ответственности в рамках статьей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации; истец не представил
никаких доказательств незаконности и виновности действия Министерства финансов Российской Федерации; размер убытков в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документально не подтвержден и не доказан.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, истец в период с 01.01.2001 по 31.12.2002 предоставлял льготы в размере 50% по оплате за услуги связи и пользование радиотрансляционной точкой инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В связи с этим у истца образовалась задолженность по возмещению понесенных затрат при предоставлении льгот в сумме 513485,28 рублей, из них компенсировано - 322541,58 рублей, не компенсировано - 190943,7 рублей (с НДС), что и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона “О связи“ от 16.02.1995 (утратил силу с 1 января 2004 года в связи с введением в действие Федерального закона “О связи“ от 07.07.2003) для отдельных категорий должностных лиц государственных органов, дипломатических и консульских представителей иностранных государств, представителей международных организаций, а также отдельных групп граждан при пользовании электрической и почтовой связью могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности, порядка пользования и размера оплаты услуг связи.

Следуя предписанию закона, ОАО “Сибирьтелеком“ в 2001 - 2003 г.г. оказало услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем понесло определенные расходы.

При предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии
с данным Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок возмещения государственным предприятиям связи недополученных в результате применения льгот и регулируемых государственных тарифов доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот в 2000 году установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963. Действие Постановления продлевалось Правительством Российской Федерации на 2001, 2002 и 2003 годы. Пунктом 2 Правил установлено, что финансирование расходов за услуги связи производится за счет средств федерального бюджета.

Факт предоставления истцом льгот и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела - реестрами на возмещение расходов оператору связи, предоставляющему льготы инвалидам по абонентской плате за пользование телефоном за счет средств федерального бюджета, счетами-фактурами.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ОАО “Сибирьтелеком“. В этой части материальные потери являются для истца убытками.

В соответствии со статьей 68 Федерального закона Российской Федерации “О связи“ от 07.07.2003 N 126-ФЗ убытки, причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению операторам связи в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны
субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи инвалидам, обоснованно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации как органа, выступающего от имени казны, 126241,24 рублей.

Нарушений судебными инстанциями норм процессуального законодательства кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 01.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.02.2006 по делу N А27-30708/04-3 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.