Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2006 N Ф04-1868/2006(20995-А27-26) по делу N А27-24888/05-6 Арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что, поскольку срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не был установлен в предусмотренном законодательством порядке, начисление налоговым органом пени за несвоевременную уплату данного налога является незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2006 года Дело N Ф04-1868/2006(20995-А27-26)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово на решение от 03.10.2005 (изготовлено в полном объеме 06.10.2005) и постановление апелляционной инстанции от 07.12.2005 (изготовлено в полном объеме 09.12.2005) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24888/05-6 по заявлению открытого акционерного общества “Кемеровский молочный комбинат“, город Кемерово, к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово о признании незаконными действий налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Кемеровский молочный комбинат“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой
службы по городу Кемерово по начислению пеней по налогу на пользователей автодорог в бюджет Кемеровской области в сумме 1146695,51 руб.

В обосновании заявленных требований общество сослалось на статью 2 Федерального закона Российской Федерации N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“, Закон Кемеровской области от 27.06.1995 N 8-ОЗ “О дорожном фонде Кемеровской области“, статью 75 Налогового кодекса Российской Федерации и, считая, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен в предусмотренном законодательством порядке, то у налогового органа отсутствовали основания для начисления пеней за его несвоевременную уплату.

Решением от 06.10.2005 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.12.2005, заявленные требования удовлетворены.

Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что отсутствуют законодательно установленные сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд Кемеровской области, приостановление действия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, в связи с чем действия налогового органа по начислению пеней за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, исходя из суммы задолженности по налогу, образовавшейся за период 2001 - 2002 годов, признаны неправомерными.

В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового об отказе в удовлетворении требований общества.

Указывает на то, что нарушение налогоплательщиком установленного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 “Об утверждении Порядка образования и использования средств Федерального дорожного Фонда Российской Федерации“ срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог свидетельствует о законности действий налогового органа по начислению пеней за несвоевременную уплату налога в бюджет Кемеровской области.

В обоснование необходимости применения установленного Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд налоговый орган ссылается на Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О, N 185-О. Также указывает на пропуск заявителем предусмотренного статьей 198 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации срока обращения в суд.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения судебные акты по делу, кассационную жалобу - без удовлетворения, так как полагает что судом первой и апелляционной инстанции всесторонне и полно исследованы фактические обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам.

Заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.

Материалами дела установлено: в выписке по лицевому счету открытого акционерного общества “Кемеровский молочный комбинат“ по состоянию расчетов на 23.02.2005 за налогоплательщиком числилась недоимка по налогу на пользователей автомобильных дорог по состоянию на 01.01.2002 в сумме 1294558 руб. 10 коп., пени за несвоевременную уплату налога - 1826059 руб. 26 коп. С учетом произведенных за период с 01.01.2002 по 18.03.2005 начислений по данному налогу, а также частичной оплаты налогоплательщиком образовавшейся задолженности и пени сумма пени по состоянию на 18.03.2005 составила 1146695 руб. 51 коп.

Открытое акционерное общество “Кемеровский молочный комбинат“, указывая на незаконность действий налогового органа по начислению пени на сумму недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог при отсутствии законодательно установленных сроков уплаты налога, обратилось с настоящим заявлением в
арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.

Налог на пользователей автомобильных дорог установлен Законом Российской Федерации N 1759-1 от 18.10.1991 “О дорожных фондах в Российской Федерации“.

Статьей 2 названного Закона предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.

Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации предусмотрен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации.

Согласно данному Порядку налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

В соответствии с Законом Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2001 год“, действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.1992 на 2001 и 2002 годы было приостановлено.

Законом Кемеровской области “О дорожном фонде Кемеровской области“ N 8-ОЗ от 27.06.1995 срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что, поскольку срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд на 2001 - 2002 годы не был установлен в предусмотренном законодательством порядке, начисление налоговым органом пени за несвоевременную уплату данного налога является незаконным.

Ссылка налогового органа на Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 200-О от 04.07.2002 в данном
случае является несостоятельной, поскольку в данном определении рассматривался вопрос о том, является ли налог на пользователей автодорог законно установленным. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что этот налог является законно установленным, так как требование об установлении непосредственно в самом налоговом законе всех элементов налогообложения, перечисленных в статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ранее не упоминавшихся в утративших силу положениях Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы“, обязательно для тех налогов, которые устанавливаются после 1 января 1999 года.

Ссылка налогового органа на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 185-О также не принимается кассационной инстанцией, поскольку суд лишь признал, что налог на пользователей автомобильных дорог является законно установленным. Предметом рассмотрения Суда в данном случае было применение отдельной нормы Закона Новгородской области, подлежащей применению по конкретному спору.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 06.10.2005 и постановление от 07.12.2005 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24888/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.