Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2006 N Ф04-1126/2006(20723-А46-22) по делу N 6-149/05 Удовлетворяя иск об обязании полномочного органа заключить договор купли-продажи нежилых помещений, суд правомерно исходил из того, что отказ полномочного органа в заключении указанного договора нарушает установленное законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий право истца на приобретение в собственность арендуемого помещения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2006 года Дело N Ф04-1126/2006(20723-А46-22)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента недвижимости администрации города Омска на решение от 15.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 07.11.2005 Арбитражного суда Омской области по делу N 6-149/05 (А-1404/05),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Внешнеэкономическая компания “Омтор“ (далее - ОАО ВК “Омтор“) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском об обязании Департамента недвижимости администрации города Омска заключить договор купли-продажи нежилых помещений, расположенных на втором этаже здания N 5/9 по улице Ленина угол улицы К.Либкнехта, литера Б, В, В1, В2 (1П), общей площадью 550 кв.
метров, номера помещений по экспликации к поэтажному плану строения: литера Б - 6, 7; литера В2 - 31, 32, 38; литера В1 - 33, 34, 35; литера В - 39, 40, 46, определив выкупную цену в 1239480 рублей.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “22.07.1995“ имеется в виду “22.07.1994“.

Исковые требования мотивированы ссылкой на право истца, образованного в результате приватизации государственного предприятия в 1992 году, на выкуп арендуемых нежилых помещений в соответствии с пунктами 4.2, 4.5, 4.9 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1995 N 1535 (далее - Основные положения Программы приватизации).

Необоснованное неудовлетворение Комитетом по управлению имуществом города Омска заявки от 27.05.1997 на приватизацию имущества, поданной до вступления в силу Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ (далее - Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ), ущемляет права истца, подтвердившего направленным в адрес департамента письмом от 28.03.2005 с приложением проекта договора купли-продажи свое намерение о выкупе муниципального имущества.

Решением от 15.09.2005 исковые требования удовлетворены. Суд обязал Департамент недвижимости администрации города Омска заключить с ОАО ВК “Омтор“ договор купли-продажи нежилых помещений в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу. В случае незаключения договора в течение указанного срока договор считается заключенным на условиях, изложенных судом.

Суд исходил из того, что у истца имеется право, а у ответчика - обязанность по продаже истцу нежилых помещений. Цена выкупаемых помещений определена в соответствии с пунктом 4.9 Основных положений Программы приватизации.

Постановлением суда апелляционной инстанции от
07.11.2005 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Департамент недвижимости администрации города Омска просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении требований ОАО ВК “Омтор“ отказать. Заявитель считает, что своим правом на обращение в суд с иском о понуждении заключить договор купли-продажи истец уже воспользовался в 1997 году и реализовал право на выкуп, также указывает на пропуск срока исковой давности.

Кроме того, по мнению заявителя, истцом и судом изменен установленный Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ порядок выкупа недвижимого имущества.

В отзыве и в заседании суда кассационной инстанции представители ОАО ВК “Омтор“ просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, ОАО ВК “Омтор“ создано путем приватизации Государственного предприятия “Государственная коммерческая внешнеэкономическая компания “Омтор“, план приватизации утвержден 09.12.1992.

Спорные нежилые помещения, расположенные по адресу: город Омск, улица Ленина угол улицы К.Либкнехта, 5/9, на момент обращения с заявкой на приватизацию в Комитет по управлению имуществом города Омска в мае 1997 года находились во владении ОАО ВК “Омтор“ на основании договора от 01.04.1997 N 5273/3-Т, заключенного между указанными лицами.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о
приватизации не предусмотрено иное.

В силу пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ арендатор государственного и муниципального имущества может приобрести такое имущество в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.

Согласно пункту 4.5 Основных положений Программы приватизации право на выкуп арендованных помещений по договорам аренды имеют: лица, выкупившие имущество государственных и муниципальных предприятий и арендующие помещения, которые занимали эти предприятия; акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, в уставные капиталы которых не вошли арендуемые помещения; арендаторы зданий, нежилых помещений, договоры аренды с которыми заключены на аукционе или по конкурсу.

В соответствии с пунктом 2.6 Государственной программы приватизации право приобретать в собственность арендуемые нежилые помещения имеют граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предприятия, в уставном капитале которых доли, находящиеся в государственной, муниципальной собственности, составляют не более 25%, в случае, если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона, а также товарищества и акционерные общества, созданные в порядке приватизации.

Судом сделан вывод о том, что ОАО ВК “Омтор“, созданное путем преобразования государственного предприятия в акционерное общество открытого типа, относится к перечисленным арендаторам и имеет право на выкуп арендуемого имущества.

Поэтому отказ Комитета по управлению имуществом города Омска в заключении договора купли-продажи нежилого помещения нарушает установленное законодательством право ОАО ВК “Омтор“ на приобретение в собственность арендуемого помещения.

Заявление о выкупе нежилого помещения подано акционерным обществом до вступления в действие Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ, в связи с чем при определении выкупной цены суд правильно руководствовался нормой пункта 4.9 Основных положений Программы приватизации, устанавливающей
ограничение размера выкупной стоимости нежилых помещений.

При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции с правовой оценкой спорного правоотношения, данной судом первой инстанции, согласился и не нашел оснований для отмены обоснованного решения суда об удовлетворении иска.

Доводы заявителя кассационной жалобы о допущенных нарушениях судебными инстанциями норм материального права не нашли подтверждения, поскольку они фактически направлены на переоценку доказательств о моменте обращения истца с заявлением о приватизации арендуемых помещений. Суду кассационной инстанции в силу статей 71, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено право давать иную оценку исследованным судебными инстанциями доказательствам при разрешении спора.

С учетом изложенного решение и постановление Арбитражного суда Омской области по делу N 6-149/05 (А-1404/05) оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента недвижимости администрации города Омска - без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 07.11.2005 Арбитражного суда Омской области по делу N 6-149/05 (А-1404/05) оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента недвижимости администрации города Омска - без удовлетворения.

Приостановление исполнения обжалуемых судебных актов отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.